Со 2 июня 2017

Сергей Эйзенштейн. «Александр Невский» и «Иван Грозный»

Начало лета компания «Иноекино» отпразднует обращением к режиссеру, фильмы и теоретические работы которого до сих пор волнуют и восхищают любителей кино всего мира.

Начало лета компания «Иноекино» отпразднует обращением к режиссеру, фильмы и теоретические работы которого до сих пор волнуют и восхищают любителей кино всего мира. 2 и 3 июня в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге мы покажем два фильма Сергея Эйзенштейна — главного новатора, интеллектуала и чудака советского кино, по отношению к которому слово «классик» кажется неуместным, настолько сильным остается его влияние на современных режиссеров и зрителей.


В программу войдут два фильма, связанных с обращением к знаковым для России историческим фигурам — «Александр Невский» и «Иван Грозный», отреставрированные специалистами киноконцерна «Мосфильм». Снятые с разницей менее 10 лет фильмы демонстрируют трансформацию взглядов Эйзенштейна на отношения власти и народа, художника и истории и развитие его творческого метода, включающего в себя применение революционных для советского кино техник монтажа и кадрирования.


«Иван Грозный, согласно Эйзенштейну, — это восставший против Бога Люцифер, ангел, низвергшийся в бездну. Но с Александром Невским происходит нечто совершенно иное: очищение, возвышение, катарсис, причем не через преодоление противоречий, а через очищение от всего наносного, случайного, преходящего», — говорил Наум Клейман.


2 июня

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

СССР, 1938

Продолжительность: 108 минут

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

В ролях: Николай Черкасов, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Николай Охлопков

Оператор: Эдуард Тиссэ

Композитор: Сергей Прокофьев


На первый взгляд конъюнктурный и нарочито патриотический «Александр Невский» Эйзенштейна выходит за пределы определения так называемого «оборонного кино», массово выходившего перед началом Великой Отечественной Войны. Сегодня фильм поражает прежде всего не сюжетом, в основе которого лежит житие русского святого и заступника русских земель, а гармонией и стройностью композиции, точностью каждого кадра и звука, достигнутой кропотливой работой Эйзенштейна и его съемочной группы.


«Торжественная песнь борьбы за свободу, за независимость, за справедливость», «антифашистский плакат», — писали газеты, и были, безусловно, правы, однако не замечали за присущим «Александру Невскому» пафосом авторскую переработку русского фольклора, игру с традиционными для христианской агиографии мотивами, стилистическую полемику с Мурнау и Лангом. Эйзенштейн создает образы, которые настолько быстро входят в народ, что скоро начинают восприниматься как части культурной памяти — лицо Черкасова, музыка Прокофьева, которая служит канвой визуальному ряду Эдуарда Тиссэ, батальные сцены —все это заставляет персонажей фильма выйти из контекста XIII века в современность и приобрести черты поэтического высказывания, превращающегося в размышление об Истории в целом.


3 июня

ИВАН ГРОЗНЫЙ (2 серии)

СССР, 1945, 1958

Продолжительность: 186 минут (без перерыва)

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

В главных ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов

Оператор: Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин

Композитор: Сергей Прокофьев


Поэтическая и стилистическая интерпретация истории Царя Ивана стала вершиной метода и техники Эйзенштейна. Пожалуй, ни в одном другом его фильме страстность и педантичность не соединяются так гармонично. Картина «Иван Грозный» представляет собой две серии его амбициозного проекта, посвященного Ивану Грозному — истории его воцарения и властвования на Руси в XVI веке. Фильм стал последней работой Эйзенштейна в кино и был так же тесно связан с современным режиссеру контекстом, как и «Александр Невский». Съемки фильма начались после личного утверждения сценария Сталиным и проходили под его жестким контролем.


Визуальное решение фильма подчеркивает конфликт, лежащий в основе сюжета. Контрастные и графичные крупные планы, резкие линии, акцент на цвете и геометрии кадра, посредством которых раскрывается психология главного героя, позволяют картине выйти за пределы простого биографического описания. Снимая фильм о первом царе всея Руси, в фигуре которого ясно прочитывается аллюзия на совсем другого грозного и беспощадного правителя, Эйзенштейн заставляет кадр «говорить», доказывая, что даже в самые сложные времена художник способен преодолеть любые формальные ограничения.


Билеты онлайн на сайте inoekino.com

Билеты в кассах: кинотеатр «Формула Кино Горизонт» (Москва, Комсомольский пр., 21/10), кинотеатр «Аврора» (Санкт-Петербург, Невский пр., 60), кинотеатр «Колизей» (Екатеринбург, пр. Ленина, 43)

Билеты
Кадры из фильма
Все города