С 14 декабря 2016

Ретроспектива
Вима Вендерса

Ретроспектива фильмов одного из самых значимых для истории кино режиссеров послевоенного времени — Вима Вендерса. Пять ключевых фильмов автора.

С 14 по 18 декабря в кинотеатрах Санкт-Петербурга, Москвы и Новосибирска компания «Иноекино» представит ретроспективу фильмов одного из самых значимых для истории кино режиссеров послевоенного времени — Вима Вендерса.


Вим Вендерс — один из лидеров движения «Новое немецкое кино», в 70-е годы ставшего глотком свежего воздуха для послевоенной Германии, переживающей не лучшие времена. Вендерс, Фассбиндер, Херцог, Шлёндорф — каждый по-своему рассказывал в своих фильмах о том, о чем немецкое кино молчало более 30 лет — о людях, населяющих окружающую его страну. Герои фильмов Вендерса — одинокие и потерянные люди, пытающиеся из последних сил изменить свою жизнь к лучшему и попробовать идентифицировать себя в современной Германии. Эмоциональные перемены, которые они претерпевают в фильмах немецкого режиссера, почти всегда застают их в дороге. Движение сквозь историю и городские ландшафты страны становится метафорой пронизывающей авторскую кинореальность тоски по человечности и близости.


В ретроспективу войдут пять ключевых фильмов Вима Вендерса. Условная «дорожная» трилогия, в которую входят три фильма цикла — «Алиса в городах» (1974), «Ложное движение» (1975) и «С течением времени» (1976). Главную роль во всех трех картинах исполняет «немецкий Жан-Поль Бельмондо» 70-х годов — Рюдигер Фоглер. Также в рамках ретроспективы будут показаны и два культовых фильма для всего мирового авторского кино 80-х — «Париж, Техас» (1984) и «Небо над Берлином» (1987).


Все фильмы будут демонстрироваться в оригинале с субтитрами.



14 декабря

АЛИСА В ГОРОДАХ / ALICE IN DEN STADTEN

Германия (ФРГ). 1974

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Лиза Крейцер, Йелла Роттлендер

Оператор: Робби Мюллер

Продолжительность: 110 минут


Фотограф и журналист Филлип Винтер (Рюдигер Фоглер) хочет написать репортаж об американских ландшафтах — но текст не дается, из-за чего и без того депрессивное состояние Филлипа только усугубляется. Решив отправиться домой в Германию, Филлип встречает в аэропорту свою старую знакомую, которая просит его об услуге. В результате герою приходится заботиться о ее 9-летней дочери (Йелла Роттлендер). Вместе они колесят по дорогам Западной Европы в поисках ее бабушки, надеясь, что память девочки однажды подскажет дорогу.


«Алису в городах» называют фильмом трех «А»: Alienation (отчуждение), Angst (тревога) and America (Америка). Действительно, эта почти любительская картина пропитана страхом и пустотой, охватившими послевоенную Германию. Вендерс, развивая традиционно европейскую проблематику кризиса и отчуждения, наполняет фильм американской поп- и рок-музыкой и выбирает традиционно американский жанр, как бы бросая вызов убеждению, что «road movie» подвластен только американцам. Выбирая темп, соответствующий медленному сближению случайных попутчиков, Вендерс втягивает зрителя в спонтанный рассказ о поисках героями своей идентичности, а талантливая операторская работа Робби Мюллера помогает собрать воедино ошеломляющий и опустошающий портрет двух людей, ищущих себя и собственную память на пустынных дорогах.



15 декабря

ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / FALSCHE BEWEGUNG

Германия (ФРГ). 1975

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Ханна Шигулла, Настасья Кински, Лиза Крейцер

Оператор: Робби Мюллер

Продолжительность: 103 минуты


В центре фильма «Ложное движение» находится писатель (Рюдигер Фоглер), переживающий творческий и личностный кризис. Отчаянно желая обрести собственный голос, он пускается в путешествие, присоединяясь к группе странствующих акробатов, среди которых Миньон — дебютная роль блистательной Настасьи Кински.


Бесцельность движения персонажей в бесконечном странствии сквозь городские пейзажи напоминают о фильмах Антониони. Одни сцены испытали на себе японское влияние, другие — вступают в диалог с Французской новой волной. Одним словом, «Ложное движение» легко встраивается в традицию, наблюдающую за дистанцией, разрывом и отчуждением — между человеком и пространством, ежедневными занятиями и их смыслом, между поколениями и, конечно, между конкретными людьми.


Для режиссера история людей, обреченных на одиночество, невозможна без обращения к более широкому контексту. «Ложное движение» поднимает вопрос о нацистском прошлом Германии, которое нельзя и дальше игнорировать, подавлять и замещать (в том числе — американской поп-культурой). Говоря об этом, Вендерс, возможно, впервые настолько открыто выходит за пределы внутреннего мира своих героев — наружу, в пространство истории и человечества.



16 декабря

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ / IM LAUF DER ZEIT

Германия (ФРГ). 1976

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Ганнс Цишлер, Лиза Крейцер

Оператор: Робби Мюллер, Мартин Шеффер

Продолжительность: 175 минут


Бруно Винтер (Рюдигер Фоглер) — киномеханик, разъезжающий вдоль границы ГДР на старом фургоне и встречающий разбитого расставанием с женой Роберта Ландера (Ганнс Цишлер). Ландер, пытаясь совершить самоубийство, загнал свою машину в ближайшую реку, после чего Винтер предлагает подвезти его, пока не обсохнет одежда. Так начинается фильм «С течением времени» — многослойный оммаж исчезающему под напором телевидения кинематографу. Герои едут по дороге, пытаясь противостоять неумолимому течению времени, отстаивая свое право на самое важное — любовь и кино.


Вендерс начал съемки фильма, еще не имея на руках сценария. Вместо него была карта — маршрут по маленьким немецким городкам, расположенным вдоль Берлинской Стены, в которых имелось оборудование для показа фильмов с пленки. Эта близость к жизни, случаю, реальной действительности становится основной силой этого фильма. Германия конца 70-х годов выглядит колоритно и фактурно. Вернувшись к черно-белому изображению, Вендерс набрасывает поверх объектов то нежную дымку, то резкие тени, заставляющие, как говорит в этом фильме герой Фоглера, «чувствовать время спиной».


Фильм получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1976 года.



17 декабря

ПАРИЖ, ТЕХАС / PARIS, TEXAS

Германия (ФРГ), Франция, Великобритания. 1984

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Гарри Дин Стэнтон, Дин Стоквелл, Настасья Кински, Хантер Карсон

Оператор: Робби Мюллер

Продолжительность: 139 минут


Тревис Хендерсон (Гарри Дин Стэнтон) скитается по пустыне, оставив дома своего маленького сына Хантера: пыльная дорога, слепящий свет солнца и блюз, — вот то, чем он живет последние 4 года. Никто не знает, что с ним, и вернется ли он. Однажды, зайдя в салун, чтобы выпить воды, Тревис теряет сознание. Врачи связываются с ближайшими родственниками. Так у Тревиса появляется попутчик — его брат Уолт. Вместе они направляются в город Париж, что в штате Техас — место, где родители Тревиса впервые занялись любовью.


Этот фильм населен призраками — захламленными мотелями и пустынными равнинами. «Ничьи» пространства становятся местом размышления о любви — бессмысленной, пустой, жестокой, страстной, нежной и всепрощающей. Отправляясь на поиски мечты в безжизненную пустыню, неразговорчивый и закрытый Тревис ищет свои собственные истоки, место, где все началось. И снова, благодаря операторскому мастерству Робби Мюллера, завораживающему саундтреку от Рая Кудера, актерской игре харизматичного Гарри Дина Стэнтона, эта история не вмещается в рамки локальной семейной драмы, и от этого становится только более пронзительной. Финальный монолог героя — одновременно и надежда, и опустошение, которые в мире Вима Вендерса всегда связаны воедино.


«Париж, Техас» был сделан почти независимо — по-крайней мере, абсолютно вне студийной системы. В этом фильме Вендерс оттачивает прием, уже использованный в «Алисе в городах»: окружающее героев пространство становятся отражением процессов памяти и сознания. Но в картине 1984 года оно обретает динамичное поэтическое измерение, навеянное американским инди-движением 80-х, которое стало для режиссера главным источником вдохновения.


Фильм получил три награды на Каннском кинофестивале 1984 года (Золотая пальмовая ветвь, ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри), а также — Сезар и Золотой Глобус за лучший иностранный фильм в 1985-м.



18 декабря

НЕБО НАД БЕРЛИНОМ / DER HIMMEL UEBER BERLIN

Германия (ФРГ), Франция. 1987

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер

Оператор: Анри Алькан

Продолжительность: 130 минут


Невидимые для людей, по Берлину бродят бессмертные ангелы, заглядывая в окна человеческих квартир, оберегая их от простуды, читая их мысли и наблюдая за их слабостями. Их двое — Дамиэль (Бруно Ганц) и Кассиэль (Отто Зандер). Один из них влюбляется в циркачку Марион, что оборачивается для него необходимостью выбора между бессмертием и смертью, духом и плотью, меланхолией и любовью.


В разделенном стеной Берлине Вим Вендерс снимает меланхоличный и пронзительный фильм-притчу об ангелах и людях, о том, что нет границ для любви и близости, откуда бы ты ни смотрел на мир — с плеч Статуи Богини Виктории или из циркового шатра. Совместно со своим давним соратником (австрийским писателем и режиссёром Петером Хандке) он рассказывает очень личную историю, стремясь показать «то — что ощущается с момента прибытия в Берлин: что-то в воздухе, под ногами, в лицах людей; то — что делает жизнь в этом городе столь отличной от жизни в иных».


Фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру в 1987-м, награды European Film Awards и German Film Awards в 1988-м.


_______


Билеты онлайн ниже на этой странице.


Билеты в кассах:

Москва. Кинотеатр «Формула Кино Горизонт» (Комсомольский пр., 21/10)

Санкт-Петербург. Кинотеатр «Аврора» (Невский пр., 60)

Новосибирск. Кинотеатр «Победа» (ул. Ленина, 7)


Генеральные информационные партнеры события: информационное агентство REGNUM, Лента. Ру, телеканал «Санкт-Петербург», сайт Комсомольской Правды KP.RU, Радио для Двоих, еженедельник Metro в Новосибирске


Организатор события: компания «Иноекино» inoekino.com

Билеты
Кадры из фильма
Все города