10 отличных фильмов с идеальным балансом комедии и трагедии
27.11.2019
Мартин Уилсон для Taste of Cinema, 28 января 2019 года
В лабиринте человеческих эмоций непросто разобраться даже самым выдающимся умам. Эмоции можно описать и перечислить, но причины их возникновения остаются загадкой. Даже самый твердый характер иногда подвергается испытанию непредсказуемыми чувствами в неподходящее время.
Фильмы обладают уникальной особенностью вызывать эмоции у зрителей, которые временно находятся под властью киномедиума. Внутри контролируемой среды по-настоящему хорошего фильма рядом могут существовать такие чувства и эмоции, которые обычно рука об руку не идут — например, радость и печаль. Когда комедия и трагедия сосуществуют в одном фильме, эффект от этого особенный.
Но необходимо большое мастерство, чтобы грамотно совместить два этих контрастных элемента. Возможно, больше всего нам хочется смеяться, когда мы грустим, или печаль может настигнуть тогда, когда жизнь кажется безоблачной; и правильный баланс комедии и трагедии дает мощный зрительский опыт. Ниже 10 фильмов, которые как раз идеально этот баланс выдерживают.
10. Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoo’s Nest — Милош Форман, 1975
Культовая экранизация романа Кена Кизи не только укрепила авторитет Джека Николсона как актера, но и остается знаковым произведением киноискусства. Все веселье в фильме, в основном, сосредоточено вокруг безрассудного и независимого героя Николсона — и с ним же связаны некоторые трагические моменты.
Но не следует пренебрегать и персонажами второго плана, которые играют в сюжете важнейшую роль: глубина проработки их личностей необходима, чтобы создать широкий спектр эмоций. Луиза Флетчер, Уильям Редфилд, Уилл Сэмпсон, Кристофер Ллойд и Брэд Дуриф выдают великолепный спектакль и составляют уникальный ансамбль, которому позавидовал бы любой фильм.
В центре сюжета — психиатрическое учреждение, перечисленные актеры играют его постоянных пациентов, а Флетчер — сестру Рэтчед, одного из величайших злодеев в истории кино. Когда героя Николсона помещают в клинику, он намерен не подчиняться правилам и повеселиться от души. Его бунтарская натура заражает других пациентов, и сестра Рэтчед решительно настроена пресечь это.
Уровень эмоций, испытываемых зрителем, зависит от отношения к главному герою, но «Пролетая над гнездом кукушки» неизменно вызывает смех и слезы и по праву заслуживает места в этом списке.
9. Правила игры / La règle du jeu — Жан Ренуар, 1939
«Правила игры» — безжалостная социальная сатира, раскрывающая секреты благополучного снаружи высшего общества. Сюжет разворачивается во время уикенда в загородном поместье, в качестве развлечения — охота, а конфликта — отношения слуг и их работодателей, тайные страсти и личные драмы. В порядке вещей любовные многоугольники и измены, обнаженная ненависть, гнев и жажда убийства.
Комедия в фильме возникает, в сущности, из абсурдно-лицемерного поведения светских людей, ставших пародиями на самих себя. Но по мере того как раскрывается правда, тональность повествования становится все более трагической, а герои сталкиваются с последствиями своих действий. В этой мрачной комедии нет ни одной фальшивой или неправдоподобной ноты: правила игры нарушены, лицемерие вырвалось наружу, а ложь наконец-то стала очевидной.
8. Лобстер / The Lobster — Йоргос Лантимос, 2015
Юмор Лантимоса определенно не для всех, но если вы предпочитаете сюрреализм и абсурд, то их в фильме в достатке. «Лобстер» полон странных диалогов, подходящих его кафкианскому сюжету, и вместе они создают мощный эффект. Колин Фаррелл делает своего героя неэмоциональным и безликим, что рифмуется с тоном всего фильма, а поддерживают его блестящие Рэйчел Вайс, Леа Сейду и Джон Си Райли во второстепенных ролях.
Завязка антиутопичного сюжета смешивает комические и трагические элементы: в недалеком будущем одиноких людей отправляют в отель и дают 45 дней на то, чтобы найти себе спутника жизни. Если им не удается это сделать в срок, их превращают в животных по собственному выбору.
Сама история разворачивается в ритме странного танца, и мы движемся вместе с героями в вихре эмоций на грани смешного и ужасного. «Лобстера» венчает потрясающий финал, насколько трагичный, настолько и абсурдный — такой, что мы еще долго не можем прийти в себя и разобраться в собственных чувствах.
7. Шоу Трумана / The Truman Show — Питер Уир, 1998
В карьере Джима Керри есть несколько отличных фильмов, в которых он демонстрирует не только комедийный, но и драматический талант, но «Шоу Трумана» стоит среди них особняком. Керри одинаково хорош как в своем фирменном комедийном стиле, так и в трагических и сентиментальных сценах: в плане актерской игры фильм целиком принадлежит ему. Но «Шоу Трумана» — также один из самых умных фильмов: повествование прекрасно работает и на чисто сюжетном, и на метафорическом уровнях. А сдержанная и внимательная режиссерская манера Питера Уира только добавляет истории силы.
Наш герой, Труман Бербанк, сам того не осознавая, прожил всю жизнь как звезда собственного реалити-шоу. Окруженный искусно выполненными декорациями и актерами, играющими его друзей и семью, Труман живет в блаженном неведении о том, что его мир — лишь продуманная постановка. Но после череды ошибок со стороны продюсеров шоу Труман начинает подозревать, что реальность не такова, какой кажется, и должен решить, что делать с открывшейся правдой.
6. Великий диктатор / The Great Dictator — Чарли Чаплин, 1940
В этом классическом фильме Чарли Чаплин играет сразу две роли: скромного еврея-цирюльника и тирана-диктатора, стремящегося уничтожить все, что цирюльнику дорого. «Великий диктатор» вышел в 1940 году, и все отсылки на тогдашние мировые события, связанные со Второй мировой войной, в нем очевидны, хотя фильму удается быть одновременно резко критическим и удивительно беззаботным в некоторых моментах. А легендарный комический талант Чаплина сочетается с еще более легендарными трагическими событиями истории.
Когда цирюльника ошибочно принимают за точь-в-точь похожего на него диктатора, он вынужден выступить с речью перед огромной толпой. Это одна из самых знаковых сцен в истории кинематографа, в ней звучит вдохновенное обращение Чаплина, призывающего людей к миру.
«Великий диктатор» — невероятно смешной фильм, который при этом полностью осознает серьезность своего посыла и сюжета. Чарли Чаплин выступил в качестве режиссера, сценариста, продюсера и актера в этом проекте, рискованном для своего времени и по-прежнему актуальном сегодня.
5. Будучи там / Being There — Хэл Эшби, 1979
Имя великого Питера Селлерса — одно из немногих, которое является синонимом комедии, и трудно вообразить юмористический киноландшафт без его уникального стиля. Однако его драматические навыки долгое время были в тени — до «Будучи там», после которого восприятие Селлерса как актера изменилось навсегда. Он исполнил роль садовника по имени Чэнс, и его великолепная игра заставляет нас сначала безудержно смеяться, но в конце оставляет в слезах.
Чэнс, на первый взгляд простодушный и недалекий герой фильма, «живет моментом». Мы предполагаем, что эта его манера — результат простодушия, а не намерения, но фильм не дает однозначного ответа на этот вопрос, да он и не важен. Чэнс — герой, чьи знания о жизни подчерпнуты из телевизионных программ, и он становится идеальным холстом, на который остальные проецируют свои взгляды и мнения.
Когда он впервые сталкивается с реальным миром, будучи мужчиной средних лет, его социальная неприспособленность и простые манеры порождают широкий спектр реакций. Некоторые вызывают смех, другие — разбивают сердце, и «Будучи там» становится для зрителя сложным эмоциональным путешествием. Но фильм того стоит.
4. Строшек / Stroszek — Вернер Херцог, 1977
В этом уникальном и оригинальном фильме немецкий режиссер Вернер Херцог вместе со своими камерами переносится в Америку. Сюжет повествует о судьбе Бруно Строшека, уличного музыканта, алкоголизм которого приводит к проблемам с полицией.
После освобождения из тюрьмы Бруно решает переехать в Америку вместе с местной проституткой, пытающейся сбежать от жестоких работодателей, и соседом, чей родственник пригласил их всех пожить на ферме в Висконсине.
Фильм разворачивается как несентиментальное исследование «американской мечты», и герои обнаруживают, что все гораздо менее безоблачно, чем казалось на почтовых открытках из США. К сожалению, эти эксцентричные и несчастные персонажи не обретают мудрость или здравый смысл просто вследствие переезда, а новая страна не окутывает их богатством и успехом как по волшебству.
Херцог населяет пространство фильма, в основном, местными жителями и непрофессиональными актерами, и эффект одновременно комический и трогающий до слез. Незабываемые и ставшие культовыми финальные сцены «Строшека» воплощают личный хаос Бруно, настигший его, во многом, из-за несбывшихся ожиданий. Этот классический фильм поистине уникален и становится для зрителей настоящими эмоциональными американскими горками.
3. Странствия Салливана / Sullivan's Travels — Престон Стерджес, 1941
Немногим фильмам удавалось столь плавно переходить от слэпстик-юмора к глубоким и трогательным моментам, как «Странствиям Салливана». Он рассказывает историю режиссера, чье желание снять серьезный, вдумчивый фильм приводит к осознанию того, как мало он знает о человеческих страданиях. Для пущей аутентичности он решает переодеться бродягой и отправляется скитаться по миру.
Конечно, подобная завязка идеально подходит для комедийного сюжета и прекрасно работает в фильме. Но «Странствия Салливана» наполнены также и душещипательными трагическими эпизодами, которые превращают ваши слезы от смеха в горький плач.
Хотя изначальным мотивом героя-режиссера был финансовый успех, во время своего путешествия он узнает о человеческих страданиях больше, чем когда-либо мог вообразить. Когда он сталкивается с серьезными проблемами с законом, эмоциональная связь с окружающими его обездоленными людьми только укрепляется. С помощью прекрасной Вероники Лейк наш герой получает бесценный опыт, после которого уже не будет прежним.
2. Квартира / The Apartment — Билли Уайлдер, 1960
Билли Уайлдер создал несколько замечательных комедий и великолепных драм, но именно «Квартира» — безупречное сочетание этих двух жанров, а Джек Леммон стал идеальным кандидатом на главную роль.
Леммон в фильме совершенно уморителен, но при этом не теряет достоинства и находит возможность продемонстрировать недооцененное драматическое мастерство. Ширли МакЛэйн, сыгравшая здесь одну из своих первых ролей, ничуть не отстает от коллеги и режиссера и восхищает многогранностью таланта.
Сюжет сосредоточен вокруг клерка-холостяка, который вынужден одалживать свою квартиру приятелям и начальству для тайных свиданий. Он хочет продвинуться по карьерной лестнице, поэтому не может отказать и частенько буквально оказывается на улице, пока квартира «занята». Все осложняется, а события приобретают трагический оборот, когда один из его начальников закручивает роман с лифтершей, в которую влюблен сам герой. «Квартира» трогает до глубины души и заставляет зрителей испытывать весь спектр эмоций.
1. Жизнь прекрасна / La vita è bella — Роберто Бениньи, 1997
Существует ли фильм, столь же эффектно сочетающий комедию и трагедию, как «Жизнь прекрасна»? Уже только его название и место действия многое говорят о двойственной природе фильма. Место, как многие знают, — концлагерь, а в названии заключено мировоззрение героев, находящихся в столь тяжелых обстоятельствах. Роберто Бениньи выступает и режиссером, и исполнителем главной роли в этом очаровательном и душераздирающем фильме, который должен посмотреть каждый любитель кино.
Бениньи играет Гуидо, которого вместе с сыном отправляют в концентрационный лагерь. Стремясь защитить малыша от опасности и оградить от суровой реальности, Гвидо убеждает его, что все происходящее — часть грандиозной игры. Чтобы получить победные очки, мальчик должен подчиняться определенным правилам, вроде не плакать, не показываться на глаза солдатам и вести себя тихо.
Усилия, которые любящий отец предпринимает для сохранения невинности сына, — главный триггер эмоциональных качелей. «Жизнь прекрасна» с ее уморительными играми и одновременно душераздирающей историей оставляет неизгладимый след в сердцах зрителей.
Источник: Taste of Cinema
Перевод Александры Веселовой специально для ИНОЕКИНО
США. 1940
Режиссер: Чарли Чаплин
Композиторы: Чарли Чаплин, Мередит Уиллсон
В главных ролях: Чарли Чаплин, Полетт Годдар, Джек Оуки
Жанр: комедия
Хронометраж: 125 минут
6+