05.03.2020
Итальянское кино велико и многогранно, и этот список – далеко не полный перечень его шедевров. Но он будет интересен и в качестве ориентира для начинающих киноманов, и для более продвинутых синефилов, которые хотят углубиться в итальянский кинематограф

Италия оказалась вовлечена в кино с самого его зарождения, на рубеже XIX и XX веков, и оказала большое влияние на его развитие благодаря движению футуристов. К сожалению, из-за ограничений, накладываемых фашистским режимом на всю культуру в 1920-х и 1930-х годах, фильмов в то время было немного.

Однако в 1940-х годах итальянцы оказали значительное влияние на кинематограф с движением неореализма, которое возглавляли крупнейшие итальянские режиссеры, в том числе Витторио Де Сика, Роберто Росселлини и Лукино Висконти. Отпечаток движения ощущался как в самой Италии на протяжении последующих десятилетий, так и в остальном мире, где неореализм способствовал становлению других европейских движений, например, французской новой волны.

После этого итальянское кино разветвляется на различные жанры и направления. Некоторые из режиссеров, связанных с неореализмом, — вроде Феллини — двинулись в сторону более искусного кино, вырабатывая новые приемы и одновременно оставаясь в рамках актуальной социальной повестки.

Другие, например, Де Сика и Марио Моничелли, разработали стиль фильмов под названием «commedia all’italiana», которые сочетали комедийные элементы и серьезные темы. К тому времени Италия стала известна во всем мире как кузница мастеров кино. Тогда же огромную популярность приобрели итальянские спагетти-вестерны, особенно благодаря фильмам Серджио Леоне, который задействовал американских звезд, чье присутствие способствовало успеху фильмов.

Последним крупным итальянским кинематографическим движением стало джалло, поджанр хорроров, достигшее мировой известности благодаря таким режиссерам, как Марио Бава и Дарио Ардженто. Художественное переосмысление хоррора вкупе со стилистическими экспериментами сделали джалло очень влиятельным направлением. После успеха Бавы и Ардженто появилось еще больше фильмов с уклоном в графичность и эксплотейшн от таких режиссеров, как Лучио Фульчи и Руджеро Деодато, и эти фильмы спровоцировали много критики и противоречий вокруг итальянского кино из-за их оскорбительных и даже неприятных составляющих.

После 1970-х годов стабильность и вес итальянскому кино обеспечивали режиссеры вроде Роберто Бениньи и Джузеппе Торнаторе. Несмотря на то что современное итальянское кино не привлекает столько внимания или не получает такого признания, как раньше, оно по-прежнему является важным аспектом итальянской культуры, отражающим проблемы и идеи, волнующие страну и ее население.

Этот список предназначен не для того, чтобы представлять собой исчерпывающую сводку всех великих итальянских фильмов, а для того, чтобы отразить сбалансированный и разнообразный подход к истории итальянского кино. Ограничивая каждого режиссера двумя позициями, приведенный ниже список охватывает все важные жанры и эпохи итальянского кино и стремится показать как сходства, так и различия в кинематографическом мире Италии.


1. Ад / L’Inferno (Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро — 1911)

LInferno

Эта ранняя экранизация поэмы Данте была также первым полнометражным итальянским фильмом и одним из первых полнометражных в мире вообще. Фильм довольно вольно обращается с оригинальной историей Данте, в основном фокусируясь на визуальной стороне и изображениях гравюр, созданных Гюставом Доре и напоминающих кошмарный сон. Фильм был крайне популярен на международном уровне и способствовал созданию современной кинотеатральной системы: он убедил инвесторов, что фильм может быть прибыльным предприятием.

«Ад» был невероятно новаторским фильмом со множеством невиданных ранее визуальных эффектов. Фактически, эффекты были настолько впечатляющими, что многие были в ужасе от фильма, а если добавить к этому еще и некоторое количество наготы, то неудивительно, почему фильм был довольно спорным для своего времени.

Три года, потраченные на то, чтобы создать этот фильм, внесли большой вклад в развитие кинематографа в целом, показав всему миру, чего можно достичь на большом экране. «Ад» не только поместил Италию на карту в качестве кинематографической державы, но и стал одной из отправных точек для многих знаковых кинематографических движений.

2. Таис / Thais (Антон Джулио Брагэглия — 1917)

Thais

Эта жемчужина раннего кино и движения итальянского футуризма является одной из самых ослепительных и выдающихся в визуальном плане за первые десятилетия существования кинематографа. К сожалению, «Таис» — единственный известный сохранившийся фильм футуризма, но из оригинальной 70-минутной ленты удалось спасти только половину. За сюжетом фильма, основанного на одноименном романе Анатоля Франса, довольно легко следить, особенно для раннего немого фильма, хотя качество самого отснятого материала по понятным причинам оставляет желать лучшего.

«Таис», возможно, — не самый великий шедевр немого периода, но из тех, что сохранились, он точно один из самых новаторских и смелых. Фильм, полный сложных сцен с тщательно продуманным оформлением, опередил свое время в том, что касается видения и творческого замысла.

Новаторский стиль этого и других итальянских футуристических фильмов вдохновил другие кинематографические движения по всему миру, особенно русское кино и немецкий экспрессионизм. «Таис» — не самый известный итальянский фильм, но один из самых важных из тех, что подготовили почву для дальнейших экспериментов.

3. Рим, открытый город / Roma città aperta (Роберто Росселлини — 1945)

anna-magnani-Rome-Open-City

Хотя «Одержимость» Лукино Висконти и считается первой работой итальянского неореализма, именно фильм-прорыв Росселлини популяризировал движение и привлек международное внимание к итальянскому кино. Фильм, сценарий к которому написал Федерико Феллини, — антифашистское произведение, рассказывающее историю нескольких коммунистов во время нацистской оккупации Рима в 1943 году.

Джорджо, боец сопротивления, прячется у молодой пары, Пины и Франческо, ему также помогает священник дон Пьетро. Гестапо пытается подавить движение сопротивления, убивает и пытает тех, кто оказывается на его пути, практически не оставляя надежды для Рима.

Первый фильм неореалистической трилогии Росселлини о Второй мировой войне, «Рим» является одной из важнейших работ в истории итальянского кино. Проблемы низшего класса и народа в целом станут движущей силой искусства страны в течение следующих нескольких десятилетий.

Коммунистическая и социалистическая тематика, отраженная в фильме, также оказала свое влияние: впоследствии многие стремились использовать несправедливость, учиненную над Италией, для продвижения своих политических убеждений. «Рим, открытый город» — один из самых влиятельных итальянских фильмов, когда-либо снятых, а также эмоциональный и реалистичный комментарий в отношении войны и политики.

4. Похитители велосипедов / Ladri di biciclette (Витторио Де Сика — 1948)

bicycle-thieves-image

Самый знаменитый и прославленный фильм Витторио Де Сики — искренний и гуманистический шедевр неореализма. Он рассказывает историю Антонио Ричи, который изо всех сил пытается обеспечить жену и маленького сына. Когда он находит работу расклейщика афиш, жена продает льняные простыни, свое приданое, чтобы купить ему велосипед.

Когда в первый же день велосипед крадут, Антонио с сыном отправляются в отчаянное путешествие по Риму, пытаясь выследить похитителей, но их надежды постоянно рушатся, а нищета становится очевидной. Сам Антонио вскоре предпринимает отчаянный шаг, поскольку шансы найти велосипед стремятся к нулю.

«Похитители велосипедов» высказываются на множество тем, характерных для неореализма: растущий разрыв между богатыми и бедными, что мастерски передано в сцене в закусочной; сложные отношения между отцом и сыном; традиционные мужские ценности, такие как забота о материальном обеспечении семьи.

Общественные нормы Рима одновременно заставляют главного героя работать и сдерживают его. С точки зрения сына, фильм — сокрушительная история взросления и утраты иллюзий, которую он испытывает из-за неудач отца. «Похитители велосипедов» — впечатляющий комментарий по поводу бедности и несправедливости жизни, мучительный и гнетущий кинематографический шедевр.

5. Умберто Д. / Umberto D. (Витторио Де Сика — 1952)

Umberto-D.-1952

Сразу вслед за «Похитителями велосипедов» Де Сика создал свое следующее великое произведение, ознаменовавшее конец неореализма. В главных ролях в «Умберто Д.» заняты в основном непрофессиональные актеры, а сам фильм рассказывает о старом пенсионере, который делит жилье со своим псом Флайком и пытается выжить в Риме. Домовладелица угрожает выгнать его, а друзья не оказывают ему никакой помощи или внимания.

Единственный его друг — служанка домовладелицы, беременная от какого-то солдата, который не признает, что ребенок его. Поскольку общество отворачивается от Умберто, он находит все меньше и меньше причин для продолжения жизни.

Фильм во многом похож на «Похитителей велосипедов», особенно в том, что касается удручающего взгляда на современные ценности и культуру. Потрясающая игра как Карло Баттисти, так и его собаки Флайка, а также воодушевляющая музыка делают фильм одним из самых эмоциональных социальных комментариев.

«Умберто Д.» — также и убедительное исследование старения и того, как молодое поколение иногда пренебрегает благополучием старшего. «Умберто Д.», наполненный множеством депрессивных сцен и несколькими счастливыми моментами, представляет собой непростой и одновременно приземленный анализ классовой системы, возраста и счастья.

6. Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны / I Soliti Ignoti (Марио Моничелли — 1958)

Big-Deal-on-Madonna-Street

Этот уморительный фильм-ограбление срежиссировал Марио Моничелли, один из величайших итальянских мастеров комедии. В нем группа неуклюжих жуликов пытается проникнуть в ломбард. В главных ролях задействованы Марчелло Мастроянни, Витторио Гассман и Ренато Сальватори, а фильм рассказывает о том, как текущая ситуация в жизни каждого персонажа убеждает его в том, что ограбление без какого бы то ни было опыта — не самая худшая идея.

Например, персонаж Мастроянни — отец, который должен заботиться о ребенке, пока жена сидит в тюрьме. План сообщников состоит в том, чтобы получить доступ в ломбард через соседнюю квартиру, но, когда они обнаруживают, что в квартире живут две пожилые женщины, ситуация накаляется, но начинается комедия.

«Злоумышленники» были одним из самых главных фильмов того года в Италии, сделав исполнителей главных ролей настоящими звездами и популяризовав жанр комедии. Наряду с великолепной игрой и постановкой, успех фильма был также отчасти обусловлен тем, что он был легкой пародией на фильмы-ограбления вроде «Мужских разборок», вышедших совсем недавно. Фильм положил начало целому потоку похожих картин и сделал комедию популярным и уважаемым жанром в Италии.

7. Маска Сатаны / La maschera del demonio (Марио Бава — 1960)

Black-Sunday

Этот эпохальный образец итальянского хоррора создал настоящий мастер жанра Марио Бава, а сам фильм стал мировым хитом. «Маска сатаны» — готическая картина о ведьмах, в которой рассказывается о двух профессорах, которые навлекают проклятие на себя и семью, живущую неподалеку.

Икона хоррора Барбара Стил играет роли и скромной девушки, и ее предка, древней ведьмы, которая жаждет отомстить жителям этой местности. Когда ведьма пробуждается, она использует много хитрых уловок и манипуляций, чтобы попытаться отобрать юность у своего потомка. И тогда должен вмешаться смелый профессор, чтобы спасти жизнь своей возлюбленной.

Шедевр Бавы, возможно, не обладает какой-то оригинальной или изобретательной историей, но его стиль и содержание революционны. Когда фильм только вышел, он спровоцировал споры из-за кровавого и сексуального содержания, но одновременно проложил дорогу для последующих представителей жанра. Больше всего в нем впечатляет именно атмосфера, тревожная и жуткая.

Напряжение в фильме нагнетается по мере приближении к ключевым событиям, и он полон множества пугающих моментов. Все это делает «Маску Сатаны» не только новаторским и мастерски созданным фильмом, но и пугающим и эффектным хоррором, который сильно повлиял на последовавшее за ним джалло.

8. Приключение / L’Avventura (Микеланджело Антониони — 1960)

LAvventura

«Приключение» повсеместно считается шедевром Антониони, а его критика современных эмоций не имеет равных в своей разрушительной силе.

Фильм начинается как детектив, связанный с исчезновением девушки во время прогулки с друзьями. Но по мере развития действия это событие становится совершенно неважным, поскольку друзья девушки быстро забывают о ней, а ее лучшая подруга и жених заводят роман. Все отношения в фильме неизбежно распадаются, оставляя после себя след из раненых душ.

Первый фильм «трилогии отчуждения» Антониони, «Приключение» — самый доступный и сильный из трех. Безразличие, с которым герои относятся к событиям, свидетельствует о той пустоте, в которой погрязли общество и культура. Изначальная интрига сюжета, которая быстро исчезает, отражает поверхностность, характерную для современности.

Несмотря на сюжет, в котором практически отсутствуют события, и значительную продолжительность, «Приключение» удерживает зрителя до самого финального опустошающего кадра. Невероятный фильм Антониони с его завораживающей операторской работой, а также игрой Габриэле Ферцетти и Моники Витти является одной из самых глубоких критик человеческого состояния.

9. Сладкая жизнь / La Dolce Vita (Федерико Феллини — 1960)

La_Dolce_Vita

В одном из самых почитаемых шедевров Феллини Марчелло Мастроянни играет роль Марчелло Рубини, журналиста желтой прессы, который освещает жизнь римских знаменитостей.

Довольно несвязный сюжет просто следует за Марчелло: мы наблюдаем за его недельными приключениями по всему Риму, пока он ищет счастье и не знает, чего хочет. На его пути встречаются несколько ярких персонажей, например, прекрасная Сильвия и навязчивый репортер Папараццо (чье имя стало нарицательным), но Марчелло ни с кем не поддерживает прочных отношений, оставаясь одиноким.

В переводе “La Dolce Vita” буквально означает «сладкая жизнь», и эта фраза описывает жизнь представителей высшего класса. Феллини критикует этот якобы замечательный образ жизни, противопоставляя гламур и волнующее, но в конечном счете пустое существование. Роскошно поставленный и снятый, фильм успешен с точки зрения как убедительного содержания, так и художественного исполнения.

Феллини исследует как социальные, так и личные темы, органично используя нетрадиционную нарративную структуру и не стремясь разрешить сюжетный конфликт. «Сладкая жизнь» — один из самых известных и признанных европейских фильмов за всю историю. Это захватывающий, остроумный и эмоциональный комментарий по поводу классовой системы и поиска цели в жизни.

10. Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli (Лукино Висконти — 1960)

Rocco-and-His-Brothers

«Рокко и его братья» часто считают величайшим фильмом в карьере Висконти: он прекрасно сочетает реализм и мелодраму, две отличительные черты его режиссерского почерка. Фильм рассказывает о Рокко, сыгранном Аленом Делоном, и его четырех братьях, а также их взаимоотношениях в городской Италии после переезда из сельской местности.

У каждого брата — свой опыт от переезда, каждый из них переживает собственную трансформацию. Когда его братья начинают враждовать и совершать ошибки, Рокко действует как сила, удерживающая семью вместе: он жертвует любовью, деньгами и возможностями, чтобы  братья могли преуспеть.

Драматический, смелый и мощный фильм Висконти посвящен множеству важных тем, включая динамику семьи, противопоставление городского и сельского образов жизни и важность самопожертвования. Снятый в черно-белом формате, фильм сочетает грубоватость более ранних работ режиссера и драматические и страстные отношения, характерные для последующих картин.

«Рокко и его братья» — квинтэссенция не только творчества Висконти, но и веха в итальянском кино вообще. Этот фильм должен увидеть каждый поклонник итальянского кинематографа.

11. Развод по-итальянски / Divorzio all'italiana (Пьетро Джерми — 1961)

Divorce-Italian-Style

В этом веселом и злободневном фильме, который дал название целому направлению комедий в итальянском стиле, главную роль играет Марчелло Мастроянни, чей герой Фердинандо женат на неказистой Розалии.

Фердинандо увлечен своей молодой и намного более привлекательной кузиной Анжелой и разрабатывает хитроумную комбинацию, когда узнает, что его чувства взаимны. Чтобы найти повод убить свою жену (законно развестись тогда было очень сложно), Фердинандо разыскивает мужчину, который бы завел с ней роман. В таком случае у мужа будет веская причина для убийства, которую суд сочтет достаточной для смягчения приговора. Но неугасающая любовь Розалии к Фердинандо осложняет ситуацию.

Мастерски написанный и срежиссированный Пьетро Джерми, «Развод по-итальянски» полон черного юмора. Колоритные персонажи и непредсказуемый сюжет вкупе с великолепной игрой актеров делают его одной из самых оригинальных и остроумных итальянских комедий. Сюжет, с его шутками над такой серьезной темой, был одновременно дерзким и спорным, и фильм стал чрезвычайно влиятельным для Италии.

Мастроянни в одной из своих лучших ролей справился с довольно сложным материалом и превратил его в уморительное зрелище, а сам фильм стал настоящей итальянской классикой. «Развод по-итальянски», хит как в коммерческом, так и критическом смысле, был революцией в развитии итальянской комедии и сатиры, вызвав целую волну подражаний.

12. Ночь / La Notte (Микеланджело Антониони — 1961)

La-Notte

Второй фильм «трилогии отчуждения» Антониони, которая включает «Приключение» и «Затмение», «Ночь» также сосредоточена на сложных отношениях между людьми. Марчелло Мастроянни и Жанна Моро играют пару главных героев, Джованни и Лидию. Джованни — успешный писатель, а Лидия — богатая наследница, и их брак распадается из-за самопровозглашенного кризиса Джованни.

Несвязный сюжет следует за героями через серию событий, показывающих их распадающиеся отношения. Джованни постоянно убегает, чтобы найти какую-нибудь красивую женщину, с которой можно было бы закрутить интрижку, в то время как Лидия задумчиво бродит по городу. Отсутствие взаимодействия между героями на протяжении почти всего фильма показывает их незаинтересованность друг в друге.

Фильм — безрадостное исследование эмоций, и Антониони использует приемы реализма и пунктирную сюжетную линию, чтобы подчеркнуть разрыв между мужем и женой. Многие сцены, такие как празднование выхода новой книги Джованни, можно также считать критическим высказыванием по поводу современного высшего класса и его искусственной среды.

Мастроянни и Моро играют центральную роль в развитии этих идей, отражая в своих неуклюжих разговорах и взаимодействиях потерю любви и уважения в отношениях. После тщательного изучения человеческого общения в «Приключении» Антониони создает еще один впечатляющий портрет реальных отношений. Мастерский и атмосферный фильм — один из самых искренних и незамутненных взглядов на брак и угасшие эмоции.

13. Сальваторе Джулиано / Salvatore Giuliano (Франческо Рози — 1962)

Salvatore-Giuliano-1962

Эта недооцененная жемчужина криминального жанра от Франческо Рози была давно забытым шедевром итальянского кино, пока Мартин Скорсезе не выудил ее из безвестности. Снятый в псевдодокументальном стиле и с фрагментарным нарративом, фильм «Сальваторе Джулиано» показывает события и их последствия из жизни сицилийского бандита, печально известного по всей Италии. Сюжет сосредоточен не только вокруг самого Джулиано, но и всех других людей в его жизни и его влияния на них. Фильм также глубоко погружается в сицилийскую сельскую жизнь.

Он сочетает в себе различные аспекты итальянского кино и приемы режиссеров той эпохи. «Документальный» аспект фильма очевидно отсылает к традициям неореализма, но в «Сальваторе Джулиано» также можно найти ту же безысходность отношений, что в работах Антониони, или «цирковые» сцены, как у Феллини.

Новаторская форма фильма, в котором отдельные эпизоды связаны, но организованы не в хронологическом порядке, ломает границы кинематографических приемов. Хотя «Сальваторе Джулиано» не так известен или влиятелен, как многие другие фильмы в этом списке, это очень увлекательная и креативная картина.

14. 8 с половиной / Otto E Mezzo (Федерико Феллини — 1963)

81

«8 с половиной» — искренний фильм о кинопроизводстве и режиссерах, а особенно — о личном опыте самого Феллини. Марчелло Мастроянни играет роль Гвидо Ансельми, известного итальянского режиссера, который изо всех сил пытается создать свой следующий фильм, который является чем-то вроде научной фантастики. Проблемы Гвидо проистекают из недостатка вдохновения и сосредоточенности: он постоянно возвращается к ключевым событиям своего прошлого и фантазирует о настоящем. Он продолжает морочить голову продюсерам и актерам, будучи не в состоянии собрать фильм в единое целое в своем сознании.

Кризис личности и нарастающие семейные проблемы формируют сюжет и конфликт этого мощного экзистенциального шедевра. Название отсылает к 8 фильмам и одной коллаборации, которые Феллини завершил до того, как снять «8 с половиной», а Гвидо становится олицетворением самого Феллини и его творческих сомнений.

Эта картина полуавтобиографична в том смысле, что многие из показанных историй и воспоминаний похожи на опыт самого Феллини. Из-за этой глубинной связи «8 с половиной» — также один из самых личных фильмов Феллини и наиболее целенаправленный с точки зрения замысла и символизма. Он самый оригинальный из раннего периода творчества режиссера и включает множество причудливых и фантастических сцен сновидений и воспоминаний.

Гвидо живет своим воображением и своими воспоминаниями и, хотя его друзья и семья хотят, чтобы он преуспел, не стремится следовать их желаниям. Этот персонаж — одно из величайших погружений в сознание режиссера, а также в процессы и мечтания, стоящие за созданием фильма вообще. Эта отмеченная наградами картина о свободе и творчестве, о личной борьбе художника является выдающимся фильмом о создании кино, который должен увидеть каждый поклонник этого искусства.

15. Леопард / Il Gattopardo (Лукино Висконти — 1963)

The-Leopard

«Леопард» — одна из общепризнанных вершин в карьере Висконти, историческая драма, в которой Берт Ланкастер играет стареющего князя Фабрицио ди Салина, а действие разворачивается в период революции и волнений в Италии 1860-х годов.

Салина по прозвищу «Леопард» — последний представитель старой аристократии на Сицилии, и он медленно наблюдает, как разрушается привычный для него образ жизни. Его племянник Танкреди, которого играет Ален Делон, — символ революции и прихода нового поколения. Также в фильме снялась Клаудия Кардинале, а сам он — медленная медитация над угасанием дворянства и трагического персонажа Ланкастера.

«Леопард» великолепно снят и потрясающе оформлен, и камера показывает угасшую славу аристократического общества на Сицилии. Игра Ланкастера глубокая и искренняя: его герой смирился со своей судьбой и подавлен из-за этого. Продолжительность фильма составляет три часа, но его медленная и задумчивая атмосфера наполнена эмоциями и напряжением между двумя поколениями.

«Леопард» — одна из самых личных работ Висконти, в которой он обращается к корням своей собственной семьи и тому, как аристократия столкнулась с коммунистическими идеями. Фильм является и политическим заявлением, и прекрасным произведением искусства, который должен посмотреть каждый поклонник итальянского кино.

16. Евангелие от Матфея / Il vangelo secondo Matteo (Пьер Паоло Пазолини — 1964)

The-Gospel-According-to-Matthew

Это переложение Евангелия от Пазолини, известного атеиста, важно из-за крайне минималистского подхода к кинопроизводству. Фильм Пазолини, лишенный типичного высокого бюджета и размаха большинства библейских лент, способен передать чистую духовность Христа. Эта история — простой рассказ об Иисусе на основе Евангелия от Матфея, включающий в себя множество важных событий, таких как хождение по водам, превращение воды в вино и, конечно, распятие. Отсутствие излишеств в производстве позволяет полностью сосредоточиться на действиях и святости Христа.

Поскольку Пазолини был коммунистом и атеистом, этот фильм сильно отличается от многих традиционных киноинтерпретаций истории Иисуса. В образе Иисуса, ведущего людей к их спасению, проявляются черты марксизма. Значение чудесных событий, окружающих его, также преуменьшается: они рассматриваются режиссером наравне с другими, более «обычными» фрагментами Евангелия.

Прямой подход Пазолини к истории Христа вызвал достаточно споров: многие возражали против того, что атеист создал столь важную религиозную работу. Тем не менее, Пазолини понимает важность событий, и блестящие минималистичные приемы делает «Евангелие от Матфея» одним из самых безупречных религиозных фильмов, когда-либо созданных.

17. Битва за Алжир / La battaglia di Algeri (Джилло Понтекорво — 1966)

Battle_Algiers

Эта признанная критиками военная драма об алжирской войне — еще один из более поздних фильмов, который находится под сильным влиянием неореализма. Понтекорво применяет документальный стиль, характерный для фильмов Росселини о Второй мировой войне, и похожим образом показывает тиранию угнетения, а также жестокость со стороны алжирцев.

Фильм рассказывает о вооруженных конфликтах между алжирскими революционными силами и французскими колонизаторами. Хотя по обе стороны конфликта есть несколько отличительных персонажей, фильм больше фокусируется на войне в целом, а именно на действиях партизан и жестоких методах, используемых обеими сторонами.

«Битва за Алжир» вызвала противоречия, когда вышла в прокат, поскольку фокусировалась на городских мятежах, и, хотя фильм не романтизировал эти восстания, такие группы, как ИРА, находились под влиянием радикализма в фильме.

Суровый реализм «Битвы за Алжир» был настолько убедительным, что ее можно было принять за документальный фильм, а в Америке требовался дисклеймер, чтобы объяснить, что это на самом деле вымысел. Фильм успешен не только из-за эмоционального изображения насилия и войны, но и своего политического нейтралитета, позволяющего объективно посмотреть на полный  противоречий конфликт.

18. Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (Серджио Леоне — 1966)

the-good-the-bad-the-ugly

Завершение влиятельной «долларовой трилогии» Серджио Леоне воплотило в себе все, чем могли и должны были быть спагетти-вестерны. В фильме снялись стальной Клинт Иствуд в роли стрелка по прозвищу «Блонди» («Хороший»), а также Ли Ван Клиф и Илай Уоллак в ролях «Плохого» и «Злого».

Сюжет таков: Иствуд и Уоллак работают вместе, чтобы найти золото конфедератов во время Гражданской войны, и Ван Клиф в какой-то момент также присоединяется к охоте. Множество кровавых и напряженных сражений приводят к кульминационному противостоянию между этими тремя рядом с местонахождением сокровища.

Визуально ошеломляющая благодаря фирменному приему Леоне (противопоставление дальних общих и крупных планов) операторская работа удерживает внимание зрителей на протяжении всей значительной длительности фильма. Также он примечателен культовым саундтреком Эннио Морриконе, постоянного соратника Леоне. Успех фильма стремительно рос со временем, и теперь он считается шедевром итальянского кино и вестерна.

Привлекательность его заключается в потрясающем визуальном ряде в сочетании с захватывающим сюжетом и напряженными перестрелками, что и составляет вместе характерные черты спагетти-вестерна. «Хороший, плохой, злой» — один из лучших и самых известных фильмов Леоне, который также является и олицетворением важного жанра для итальянского кино.

19. Конформист / Il Conformista (Бернардо Бертолуччи — 1970)

The-Conformist

Этот визуальный шедевр прослеживает историю Марчелло Клеричи, трусливого человека, который становится фашистским агентом и получает приказ убить своего старого друга и учителя, профессора Квадри. В сопровождении своей жены Джулии, которую играет прекрасная Стефания Сандрелли, Марчелло выслеживает Квадри в Италии 1930-х годов и втирается тому в доверие, прежде чем убить. После падения фашистского режима он снова меняет сторону и предает своих бывших соучастников, демонстрируя собственную конформистскую природу, чтобы выжить.

В этом фильме психологический анализ Марчелло и фашистов в целом гораздо сложнее, чем в большинстве исторических картин. Обращаясь к различным психическим аспектам, включая мотивацию, политику и сексуальность, Бертолуччи создает очень интригующих и сложных персонажей, чтобы исследовать интересующие его темы.

Главный триумф этого фильма, однако, — не затронутые темы или повествование, но продуманные декорации и безупречная операторская работа. «Конформист», идеально передающий облик Италии 1930-х годов, является одним из самых визуально ошеломляющих фильмов итальянского кино.

20. Декамерон / Il Decamerone (Пьер Паоло Пазолини — 1970)

the-decameron

Основанный на одноименной книге Боккаччо, «Декамерон» представляет собой переход Пазолини от реалистического стиля ко второй половине его кинокарьеры и теме распутства и порочности людей. Фильм стал первым в «Трилогии жизни», которая включает в себя еще две работы, также основанные на книгах-антологиях, — «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысячи и одной ночи». Как и два других фильма, «Декамерон» включает несколько историй из книжного источника и связывает их за счет общей темы сексуальности и непристойного юмора.

С «Декамерона» начинается новый период в творчестве Пазолини, который отличается более сложным и масштабным кинопроизводством, а также размахом воображения и идей. Но откровенные юмор и содержание сделали поздние фильмы режиссера крайне противоречивыми.

Хотя этот фильм и не такой откровенный, как, например, «Цветок тысячи и одной ночи» или печально известный «Сало», он по-прежнему остается «фильмом для взрослых» с множеством непристойных шуток. «Декамерон», неукоснительно следующий атмосфере и юмору книги Боккаччо, представляет собой увлекательный комедийный фильм, а также пример рискованного и откровенного направления в итальянском кино.

21. Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений / Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto (Элио Петри — 1970)

Investigation-of-a-Citizen-Above-Suspicion

Шедевр недооцененного итальянского режиссера Элио Петри является одновременно захватывающим криминальным триллером и сатирической черной комедией о коррупции в итальянском правительстве. В фильме снялся Джан Мария Волонте, и это вершина его актерской карьеры: он играет начальника полицейского управления, который убивает свою любовницу и отвечает за расследование этого дела. Он оставляет много улик, доказывающих его виновность, чтобы подвергнуть систему проверке, но другие полицейские просто игнорируют их. Когда он настолько отчаивается, что признается в совершенном преступлении, его начальство вновь все игнорирует и делает вид, что ничего не произошло.

Смесь сатиры и триллера делает фильм невероятно увлекательным и смешным, и этим он отличается от серьезного итальянского кино предыдущего десятилетия. Восхитительно глупый и странный саундтрек Эннио Морриконе помогает смешать два, казалось бы, разных жанра в одном очень креативном и оригинальном фильме. «Следствие…» выходит за рамки привычных жанровых условностей: этот многослойный фильм с запутанной хронологией является одной из самых необычных и уникальных итальянских картин 1970-х годов.

22. Ящерица в женской коже/ Una lucertola con la pelle di donna (Лучио Фульчи — 1971)

A-Lizard-in-a-Womans-Skin-1971

Лучио Фульчи, автор и новатор движения джалло, ломает границы с этой знаковой и крайне противоречивой картиной, полной секса и насилия. «Ящерица в женской коже» — психоделический триллер об убийстве, в котором женщину по имени Кэрол преследуют ее сны.

После того как ей снится убийство соседки Юлии, Кэрол становится главной подозреваемой, ведь Юлию действительно убивают так, как было в ее сне. Кэрол пытается очистить свое имя с помощью следователя, но ее постоянно мучают собственная психика и два загадочных хиппи, которых она видела во сне, и поэтому она постоянно борется за свое спасение.

Влиятельная и спорная «Ящерица в женской коже» включала множество революционных в культурном отношении тем и образов. В ней были употребление тяжелых наркотиков, лесбийские сексуальные сцены, а также кровавое и графическое насилие, что свидетельствовало и о смене культуры поколения, и о меняющихся условиях и границах кино.

Более того, многих зрителей настолько смутила определенная сцена с участием, как потом выяснилось, муляжей собак, что ответственные за спецэффекты должны были дать показания в суде, чтобы освободить Фульчи от обвинений в жестоком обращении с животными. «Ящерица в женской коже» — это уникальный и незабываемый фильм в легендарном жанре джалло, захватывающий и волнующий продукт эпохи наркотиков и свободной любви.

23. Паскуалино «Семь красоток» / Pasqualino Settebellezze (Лина Вертмюллер — 1975)

Seven-Beauties

Лина Вертмюллер была одной из более ранних влиятельных женщин-режиссеров, а с этим фильмом стала первой женщиной, которая получила номинацию на «Оскар» за режиссуру. «Семь красоток» — один из ее лучших фильмов, сочетающий элементы уморительного черного юмора с серьезными и опустошающими сценами.

Итальянская звезда Джанкарло Джанини играет Паскуалино, высокомерного и непосредственного обывателя, брата семи сестер, который отправляется в тюрьму, когда, защищая честь своей семьи, убивает человека. Он избегает наказания, добровольно вступая в армию во время Второй мировой войны, но затем попадает в концлагерь. Там ему удается занять привилегированное положение и выжить, оказывая сексуальные услуги женщине-коменданту лагеря.

В отличие от типичных фильмов о Холокосте, работа Вертмюллер выделяется благодаря характеру Паскуалино и его личностным мотивам. Джанини блестяще играет этого героя, опускающегося на самое дно и делающего все возможное, чтобы выжить, даже если это навлечет опасность или даже смерть на его друзей и семью.

Помимо того что у него нарушено чувство чести, Паскуалино также — беспринципный и эгоистичный человек, что совершенно сбивает с толку при просмотре фильма: он не тот благородный герой, которому стоит сопереживать. Смешение комедии и серьезных исторических событий также становится заметной особенностью фильма. «Паскуалино» — уникальная и увлекательная картина о Холокосте от одной из величайших и недооцененных итальянских режиссеров.

24. Суспирия / Suspiria (Дарио Ардженто — 1977)

Suspiria1

«Суспирия» — лучший фильм мастера хорроров Дарио Ардженто и один из самых знаковых итальянских фильмов ужасов всех времен. Он рассказывает о Сьюзи, начинающей балерине, которую играет Джессика Харпер, которая прибывает в Германию из Америки, чтобы учиться в престижной танцевальной школе. Но там творятся странные дела, в том числе, многочисленные смерти других учениц. Вскоре Сьюзи понимает, что школа на самом деле — прикрытие для зловещего шабаша ведьм.

Фильм находится под сильным влиянием более ранних режиссеров, вроде Марио Бавы, и страх, в основом, провоцируется крайне тревожной атмосферой, создаваемой Ардженто. Визуальная сторона фильма весьма впечатляет: яркие цвета, стилизованные декорации, дополненные минималистичным саундтреком группы Goblin, завораживают и надолго остаются в памяти.

Ардженто создает атмосферу кошмара, напряжение все нарастает из-за пугающих моментов, а зрителя не покидает ощущение жути. Как и другие итальянские фильмы ужасов, «Суспирия» также чрезвычайно графична, щедро наполнена кровавой жестокостью, что только усиливает тревожность и сновидческую природу фильма. Фильм — must-see для всех поклонников хоррора.

25. Дерево для башмаков / L'Albero degli zoccoli (Эрманно Ольми — 1978)

The-Tree-of-Wooden-Clogs

Этот прославленный фильм о бедности и рабочих в Италии на рубеже XIX и XX веков является долгожданным возрождением неореалистского движения. Фильм рассказывает о четырех бедных фермерских семьях, переживающих экономические и семейные проблемы, и о важном периоде итальянской истории, который редко оказывается в центре внимания.

Действие происходит во времена волнений и подъема коммунистического движения, и простота и довольство фермерской жизни нарушаются меняющейся политической обстановкой в стране. Когда одну из семей постигает несчастье, другие осознают свою роль в обществе.

Ольми использует много приемов, чтобы передать суровый реализм времени и героев. В фильме привычно много длинных планов и натурных съемок, призванных достоверно передать атмосферу и условия жизни. Режиссер также задействовал настоящих фермеров и горожан, а не актеров, чтобы фильм был максимально приближен к реальности. «Дерево для башмаков» — тонкая и гуманистичная картина о выживании в суровых условиях, отдающая дань истокам итальянского кино.

26. Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (Серджио Леоне — 1984)

Once-Upon-a-Time-in-America

Как и спагетти-вестерны Леоне, «Однажды в Америке» — транснациональный фильм, в котором под руководством итальянской команды снимаются американские актеры. Сначала в Америке показывали укороченную версию, но затем фильм перевыпустили с изначально предполагаемым хронометражом, который составляет почти четыре часа.

Фильм — обширная гангстерская эпопея, рассказывающая о членах еврейской мафии в Нью-Йорке на протяжении XX века. В главных ролях задействованы Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс и Джо Пеши: они играют гангстеров, которые вместе выросли и затем стали влиятельными фигурами в своем районе и криминальном мире. По мере старения они сталкиваются с последствиями своего прошлого и образа жизни.

Это и самый амбициозный фильм Леоне, и один из величайших гангстерских фильмов всех времен. В нем есть и привычные для криминальной драмы элементы насилия и политики, и глубокое исследование того, как подобный образ жизни меняет личности и судьбы. Примечательны также захватывающая дух операторская работа и исключительный саундтрек Эннио Морриконе, еще больше усиливающий эмоциональное воздействие фильма.

Актерские работы в фильме в равной степени замечательные: Де Ниро и Пеши предстают в своих любимых амплуа, а Вудс выдает один из величайших перформансов всех времен. У «Однажды в Америке» может быть изматывающая продолжительность, но захватывающие события и безупречное их воплощение на экране не дают зрителю заскучать. Все это делает «Однажды в Америке» важнейшим итальянским гангстерским фильмом.

27. Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (Джузеппе Торнаторе — 1988)

cinema-paradiso

Этот прекрасный фильм — признание в любви к кинематографу и одна из самых трогательных картин о создании кино. Рассказанный в основном через воспоминания, «Новый кинотеатр…» — история жизни вымышленного режиссера Сальваторе Ди Вита, от скромных начинаний в местном кинотеатре до бурных романов и, наконец, успеха и рефлексии над всем случившимся.

В юности Сальваторе заводит дружбу с киномехаником, который учит его, как показывать фильмы и монтировать пленку, потому что местный священник требует вырезать «непристойные» сцены. По мере того как Сальваторе все больше вовлекается в процесс, становится очевидно: чтобы стать знаменитым режиссером, ему придется оставить привычную жизнь в прошлом.

Эта оптимистичная драма, удостоенная премии «Оскар», удачна и как история взросления, и как взгляд на жизнь и вдохновение художника. Через широкий эмоциональный спектр и смешение жанров Торнаторе создает искреннюю и трогательную историю человека, который примирился со своей жизнью и сделанным выбором.

Фильм также сопровождается привычно великолепной музыкой мастера саундтрека Эннио Морриконе. «Новый кинотеатр…» — один из самых теплых и приятных итальянских фильмов современной эпохи.

28. Жизнь прекрасна / La vita è bella (Роберто Бениньи — 1997)

Life-is-Beautiful

Неожиданный хит Роберто Бениньи был также одним из самых противоречивых фильмов года. Сам Бениньи играет Гвидо, итальянского еврея, которого вместе с женой и сыном отправляют в концлагерь во время Холокоста.

Чтобы защитить невинность маленького сына, Гвидо превращает жизнь в лагере в забавную игру для мальчика, скрывая ужас и опасность ситуации и позволяя тому счастливо прожить остаток своего детства. «Жизнь прекрасна» сочетает в себе как реальные факты, так и фирменные очарование и яркость работ Бениньи и становится оригинальным и важным взгляд на исторические события.

Некоторые критики негативно восприняли шутливое изображение Холокоста. И хотя большая часть фильма довольно беззаботна, подобная реакция все же необоснованна, поскольку «Жизнь прекрасна», как и любой другой фильм на схожую тематику, показывает всю мрачность события.

Разница цветового решения и изменения в героях в довоенной Италии и концлагере показывают то опустошение, которое испытывают Гвидо и другие узники, когда попадают в плен. В дополнение к социальному комментарию, фильм также показывает трогательные отношения между сыном и его преданным отцом. «Жизнь прекрасна» — очень эмоциональный, мучительный фильм и одна из самых сильных картин о Холокосте.

29. Гоморра / Gomorra (Маттео Гарроне — 2008)

gomorrah-1

«Гоморра» — захватывающий фильм о влиятельных преступных группировках в современной Италии. Он представляет собой пять ни разу не пересекающихся историй о преступности в Неаполе: о подростке-посыльном, оказавшемся втянутым в преступные дела, о мошеннике-портном, о двух несостоявшихся бандитах, о пожилом держателе общака и о мусорщике, который имеет дело с токсичными отходами.

Фильм искусно снят и претендует на реалистичность, и хотя не все персонажи взаимодействуют друг с другом, объединяющие их проблемы оставляют неизгладимое впечатление о состоянии преступности в современной Италии.

Суровая атмосфера и сюжет фильма отражают действительность. Эта неприукрашенная реальность противопоставляется общественным представлениям о мафии и криминальной культуре, которой постоянно подражают и на которую ссылаются два начинающих гангстера Марко и Чиро. Сложная нарративная структура  оживляет знаковый итальянский криминальный жанр и сигнализирует о конце культурной эпохи. Признанная критиками «Гоморра» — прекрасный и новаторский образец современного итальянского кино.

30. Великая красота / La grande bellezza (Паоло Соррентино — 2013)

Paolo-Sorrentino-The-Great-Beauty-900x528

Самый поздний фильм в этом списке также является одним из самых пронзительных. Получившая широкое признание картина Соррентино рассказывает о пожилом писателе Джепе Гамбарделле, которого трогательно сыграл Тони Сервилло, гуляющем по Риму и размышляющем о своей жизни.

Джеп, получивший известность благодаря написанному в юности роману, — представитель высшего класса, чья жизнь полна вечеринок, но он растратил весь свой творческий запал на написание статей о культурной жизни города и других бесполезных текстов. Пока он заново открывает для себя город и попутно сталкивается с несколькими знакомыми, Джеп переосмысляет свою жизнь и понимает, что его потенциал был потрачен впустую, а жизнь прошла бестолково.

Эта эмоциональная драма получила множество наград, включая премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», и она заслуживает такого признания. Операторская работа в фильме совершенно потрясающая, а игра актеров, особенно Сервилло, — исключительна.

«Великая красота» возвращает итальянское кино к стилю классических фильмов Феллини и Антониони, акцентируя внимание не на сюжете, а на исследовании психологии героев и человека вообще. «Великая красота», один из самых эмоциональных и рефлексивных фильмов последнего времени о сожалении и старении, является прекрасным напоминанием о силе, которой все еще обладают итальянские фильмы.


Оригинал статьи: Taste of Cinema

Перевод Александры Веселовой специально для Иноекино

Впервые материал был опубликован 5 февраля 2019 года

в кинотеатрах с 5 марта 2020
Сладкая жизнь / La Dolce Vita
Италия, Франция. 1960
Режиссер: Федерико Феллини
В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме
Авторы сценария: Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди, Пьер Паоло Пазолини
Оператор: Отелло Мартелли
Композитор: Нино Рота
Хронометраж: 176 минут
в кинотеатрах с 5 марта 2020
'