15.11.2024
В своем пятом полнометражном фильме Пол Томас Андерсон ведет нас в пыльные поля нефтяной Калифорнии. «Нефть», захватывающая, масштабная драма — ошеломляющая своей искренностью история о принципах, на которых была построена целая страна, о лицемерии благородных намерений и о крахе Американской мечты. Сценарий основан на романе Эптона Сиклера «Нефть!». Дэниел Плейнвью, центральный герой этой трагической притчи, — человек, который сделал себя сам, и, благодаря тяжелой работе и ревностной преданности, сумел из бедняка превратиться в одного из самых богатых людей в стране. Сталкиваясь с жадным проповедником в исполнении Пола Дано, желающим распространить свое влияние и власть, он начинает борьбу за доверие и авторитет, все меньше обращая внимание на боль окружающих его людей.
Рассказываем подробнее, почему этот фильм стал настоящим событием в мире кино.
1. Авторский стиль Пола Томаса Андерсона
«Нефть» — мощный пример эволюции режиссерского стиля Андерсона. Он отходит от своих ранних работ, насыщенных диалогами и сложными структурами повествования, в сторону более медленного и созерцательного темпа. Здесь важна не только история, но и атмосфера, создаваемая длительными, бессловесными сценами, визуальными метафорами и звуковыми решениями.
2. Использование звука и тишины
Джонни Гринвуд, мультиинструменталист из Radiohead, создал нестандартный саундтрек, который разрушает привычные схемы музыкального сопровождения в кино. Партитура часто не «подыгрывает» эмоциям, а работает параллельно с визуальным рядом, усиливая тревожность и отчужденность. Моменты тишины и звуковые паузы помогают подчеркнуть внутреннюю напряженность и динамику отношений между героями.
3. Интертекстуальность и влияние классического кино
«Нефть» черпает вдохновение в таких классических фильмах, как «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса и «Алчность» Эриха фон Штрогейма. С помощью аллюзий и кинематографических приемов Андерсон исследует темы власти и разрушения личности в традиции большого американского эпоса. Визуальный стиль также напоминает картины Джона Форда с их масштабными пейзажами и символикой Дикого Запада.
4. Мизансцена и символика пространства
В фильме доминируют просторные, открытые ландшафты, которые символизируют как возможности, так и изоляцию. Пространство используется для того, чтобы подчеркнуть одиночество главного героя. Андерсон часто помещает Плэйнвью в кадры, где он находится в центре пустого пространства, что визуально подчеркивает его стремление к доминированию и отчуждению.
5. Ролевая структура и архетипы
Дэниэл Плэйнвью — это не просто персонаж, а архетипический образ капиталиста, который разрушает все вокруг ради своих целей. Его можно сопоставить с мифическими фигурами падших титанов или трагических героев античных пьес. Конфликт между Плэйнвью и пастором Илаем (Пол Дано) можно интерпретировать как вечное противостояние духовной власти и материальной силы.