Дэвид Финчер: Q&A с фанатами
20.04.2020
Что вас больше всего раздражает на съемочной площадке?
Думаю, людям сложно представить, насколько короткий случайный разговор может сбить настрой. Все просто переходят в режим паузы вместо режима записи. Кроме того, когда вы снимаете много дублей одной сцены, людям приходится постоянно повторять одно и тоже, и ты периферийным зрением замечаешь, как они утыкаются в свои айфоны. Так что больше всего на площадке меня раздражают айфоны.
Если бы вы могли сделать ремейк какого-либо фильма, то какой бы выбрали?
Никогда об этом не думал. Да, есть несколько фильмов, о которых я думаю что-то вроде: «Хорошие две трети идеи, но вот целиком реализация подкачала». Некоторые из таких фильмов снял я сам.
Что случилось с вашей экранизацией книги Артура Кларка «Свидание с Рамой»?
Это был исполинский, дорогущий фильм, в котором не было игрушек. Из него бы не получилось сделать аттракцион в парке развлечений.
Кто больше всего вдохновляет вас в плане режиссуры?
Таких много. Очевидно, Джордж Рой Хилл, Альфред Хичкок, Роман Полански, Стивен Спилберг, Алан Пакула и Боб Фосси. Все обычные великие. Еще Хэл Эшби. Все те, о ком можно догадаться.
Какими начинающими режиссерами вы восхищаетесь и почему?
Их много. Когда вам 12 лет и вы еще не посмотрели 3000 фильмов, вас особенно впечатляет что-то новое и интересное в плане сюжета. Затем, в определенный момент, вы посмотрели уже так много экранных историй, что можете догадаться, к чему движется каждая конкретная. Думаю, в начинающих кинематографистах самое интересное — это когда вы полагаете, что уже все видели, каждый прием и подход к делу, но потом натыкаетесь на что-то совершенно новое. Но я не хочу называть никаких имен, потому что тогда начинается «А почему ты не назвал меня?»
От Кристен Стюарт до Руни Мары и Джонатана Гроффа — вы брали на главные роли относительно малоизвестных актеров, которые отлично с ними справлялись. Что вы ищете в актерах?
Мне нужны актеры, готовые работать. И мне нравятся актеры любопытные, стремящиеся попробовать что-то новое. Все трое из перечисленных уже обладали такими качествами. Кристен Стюарт… Кажется, «Комната страха» была ее вторым фильмом. А с Руни я уже работал до этого [в «Социальной сети» до «Девушки с татуировкой дракона»]. Джонатана я заметил на одном из прослушиваний [на роль Шона Паркера в «Социальной сети»] и подумал: «Не могу упустить его снова». Но в основном вы ищете кого-то, кто хочет работать и вместе с вами исследовать границы. То есть бывают актеры, которых вы выбираете на роль и от которых вы понимаете, чего ожидать. Я нанимаю этого парня, потому что он привнесет то-то, а зритель будет знать, чего от него ожидать, и я могу либо сыграть на этом знании, либо против него. Но с молодыми актерами всегда весело. Когда мы снимали «Социальную сеть», от нас не ждали актерского состава уровня «Одиннадцати друзей Оушена». Мы могли просто набрать классных неизвестных энтузиастов, которые горели бы делом. С возрастом меня все больше тянет к людям, за которых я болею, которых хочу видеть преуспевающими. С Кристен, Руни и Джонатаном все так и было.
Я обожаю начальные титры «Семи». А какие ваши любимые начальные титры за всю историю?
Ну, «Семь» в их числе. «Чужой», возможно. Вообще ранние работы [Ричарда] Гринберга. В «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» великолепные начальные титры. Все начинается со стилизации под немое кино, а потом мы наблюдаем возрождение Американского Вестерна и по сути первый «buddy film». Великий фильм, конечно. И все титры у Хичкока просто потрясающие.
Учитывая вашу работу над «Карточным домиком» и «Охотником за разумом», как считаете, какой из ваших фильмов стал бы отличным сериалом и почему?
Полагаю, «Охотник за разумом» — продолжение моих размышлений времен «Зодиака» о том, из чего состоит сцена и как разворачивается драма. В попытке создать нечто, что было бы отличным пятичасовым фильмом, но в итоге сократилось до 2 часов 45 минут, мы, с одной стороны, сделали его слишком длинным, а с другой — недостаточно глубоким. Для меня главный признак того, что может получиться хороший фильм, — это сфокусированность сюжета. А если все сосредоточено на развитии характеров, слабости героев, их лицемерии, их сильных и слабых сторонах, то лучше это реализовать в телевизионном формате. Я имею в виду... возможно, «Бойцовский клуб». Герои Чака Паланика настолько богатые, сложные, многослойные, многогранные. Безусловно, из 80 процентов других его произведений получились бы по крайне мере отличные мини-сериалы.
Думаю, ваш стиль бы идеально подошел для фильма о Джеймсе Бонде. Вы когда-нибудь рассматривали такую возможность? Вам предлагали ее?
Я обсуждал вероятность съемок фильма о Джеймсе Бонде. Это было где-то во времена «Золотого глаза» [фильм вышел в 1995 году — прим.пер.]. Но нет, не думаю, что преуспел бы на этом поприще.
Ваши фильмы полны мрачного юмора. Никогда не думали снять полноценную комедию?
Нет, точно не комедию в чистом виде. Полагаю, когда вы снимаете фильмы, в которых много… безнравственности и которые исследуют серьезные темы, вам нужно как-то это сбалансировать. Ведь «Бойцовский клуб» — это сатира, и «Исчезнувшая» — это сатира, а комическое не обязательно должно сопровождаться характерным “wah-wah-wahhh”. Шутки нельзя выдавать дозированно. Так что если это то, что вы подразумеваете под полноценной комедией, то нет. То есть я бы хотел иметь возможность прочитать сценарий «Будучи там», если бы еще не существовало фильма по нему, и воплотить его на экране. Но это ведь тоже сатира. Большинство «комедий» мне кажутся слегка подобострастными.
Из всех музыкантов, для которых вы делали клипы, чья жизнь могла бы стать основой самого интересного фильма? (Конечно, Johnny Hates Jazz — главные претенденты!)
Ну вы даете! Не знаю. Игги Поп, вероятно. Кевин Хантер [из группы Wire Train] — довольно любопытный вариант. Интересно, чем он сейчас занимается? Но нет, не думаю, что Johnny Hates Jazz были бы главными претендентами…
Можно ли нам, пожалуйста, эпизод «Звездных войн» или фильм Marvel от Дэвида Финчера?
Да, можно?
Как вы относитесь к нынешней ситуации в индустрии, когда снять фильм со средним бюджетом, которыми вы всегда славились, стало так трудно?
А никогда не было легко. Уже в течение многих лет сложно запустить в производство странную драму за $60 миллионов. Netflix дал возможность снимать и смотреть фильмы со средними бюджетами, в районе $30-50 миллионов, а не существовать в мире, где есть только, условно, $200-миллионные и $14-миллилонные фильмы. Мне нравится, когда есть достаточно денег, чтобы нажить себе проблем, но недостаточно, чтобы по-настоящему пострадать, если фильм не соберет $60 миллионов в первый уикенд.
Что такого есть в короткометражных фильмах и музыкальных клипах, что они по-прежнему вам интересны?
Думаю, всякий раз, когда вы пытаетесь сделать что-то убедительное и приковывающее внимание, это отличный шанс отточить свои навыки.
Уже давно применяют термин «финчеровский», когда говорят о вашем стиле и карьере. Чувствовали ли вы, что он как-то вас ограничивает в плане ожиданий зрителей и критиков?
Меня от этого слова подташнивает. Хотя хорошо, когда у зрителей есть какие-то ожидания, — вы можете их разрушить. Когда снимаешь что-то вроде «Исчезнувшей», неплохо, что люди уже видели «Семь» и знают, что все может полететь к чертям. Подобная угроза — это хорошо. Потому что вы можете играть с ожиданиями. Вы ответственны за то, чтобы это осознавать и использовать в своих интересах, а не позволить встать на пути истории, которую пытаетесь рассказать.
Агент ФБР Холден Форд, персонаж Джонатана Гроффа в «Охотнике за разумом», иногда бывает засранцем. Сложно было выстраивать сериал вокруг столь странного героя?
А он засранец? Ну да, иногда, но при этом ему симпатизируешь, когда он защищает себя или показывает спесь. Мы много играли на этом контрасте. Но я не думаю о нем как о засранце — скорее, он просто еще молод, понимаете? И он не странный герой — он герой, у которого бывают странные моменты. А бывают моменты, когда он пылко побуждает людей к переменам. Так что он весьма притягательный, но не героический, персонаж — за ним интересно наблюдать.
Учитывая, что вы сняли «Социальную сеть», в которой показан самый отвратительный механизм сравнения в истории, сравниваете ли вы себя с кем-то, с личной или профессиональной точки зрения?
Нет. Я бы от этого впал в депрессию.
Оригинал статьи: Empire
Перевод Александры Веселовой специально для «Иноекино»
США, Германия. 1999
Режиссер: Дэвид Финчер
В главных ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм Картер, Мит Лоаф, Джаред Лето
Сценарий: Джим Улс по одноименному роману Чака Паланика
Хронометраж: 139 минута