Почему женщины-режиссеры «исключены» из истории кино?

23.12.2018
В связи с бурными обсуждениями гендерного разнообразия в киноиндустрии публикуем перевод статьи с портала BBC Culture, в которой Ана Мария Бахиана объясняет, что проблема признания женщин-режиссеров действительно существует и об этом обязательно надо говорить.

Согласно опросу BBC Culture, только четыре из 100 лучших фильмов на иностранном языке были сняты женщинами. Это свидетельствует о том, что мужчины «контролируют большинство аспектов создания фильмов», пишет Ана Мария Бахиана

Ана Мария Бахиана для BBC Culture


Глядя на результаты мирового опроса BBC Culture, один аспект шокирует больше всего. 209 критиков отправили свои списки из 10 лучших фильмов на иностранном языке. Из этих респондентов 94 были женщинами, то есть 45%, и все же в топ-100 оказались только 4 женщины-режиссера: Шанталь Акерман («Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»), Клер Дени («Хорошая работа»), Аньес Варда («Клео с 5 по 7») и Катя Лунд (сорежиссер «Города Бога»). В топ-100 оказалось больше фильмов, снятых мужчинами по имени Жан – 7 фильмов, чем фильмов, снятых женщинами.

Этот тревожный результат ставит нынешний разговор о нехватке женщин-кинематографистов в более широкий контекст: будучи лишенными возможности заниматься своим ремеслом в кино, женщины рискуют быть исключенными из его истории.

«Тот факт, что так мало режиссеров, которые являются женщинами, попали в топ этого опроса, не удивителен для меня», – говорит Габриель Келли, преподаватель сценарного мастерства в AFI, автор и редактор книги «Пленочный потолок: Женщины-режиссеры пробиваются».

Исследования в кино всегда были сосредоточены на мужчинах, потому что мужчины контролировали большинство аспектов создания фильма, с тех пор, как он стал прибыльным бизнесом в США, еще в первые дни существования кино.

«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» Шанталь Акерман — лишь один из четырех фильмов, снятых женщинами и попавших в топ-100

«Это вопрос объема», – говорит продюсер Дебора Калла, председатель Комитета по разнообразию Гильдии продюсеров Америки, председатель женской сети «Западное побережье» и советник Института им. Джины Дэвис.

Женщины срежиссировали меньше фильмов, и поэтому меньше фильмов, срежиссированных женщинами, выигрывают призы или отбираются на фестивали. Женщины-режиссеры, в конечном итоге, оставляют меньший след.

Невидимые женщины

Это мнение подтверждается надежными цифрами из нескольких исследований. В докладе, подготовленном Центром по изучению женщин в области телевидения и кино в 2017 году, было показано, что 23 главных фестиваля 2016-2017 гг. представили в среднем 6 художественных фильмов, срежиссированных женщинами, по сравнению с 18 фильмами, срежиссированными мужчинами. В тот же период на американских фестивалях было в среднем 13 документальных фильмов, снятых мужчинами, против 7, снятых женщинами.

Дефицит приводит к невидимости, а невидимость ведет к большей нехватке – следовательно, в написанной и преподаваемой истории кино остается совсем мало женщин или они вообще отсутствуют. «В конце концов, у вас есть целый список подходящих фильмов, обладающих каноническим статусом для фанатов или финансовым и критическим успехом, но этот список не включает в себя множество фильмов, срежиссированных женщинами», – говорит Хайди Ханикатт, руководитель секции Nightfall кинофестиваля в Лос-Анджелесе.

Поэтому для всеобщего признания из этого списка выбирается больше фильмов, снятых мужчинами.

«Хорошая работа» Клер Дени расположилась на 43 месте в топ-100, на одну позицию выше «Клео с 5 по 7» Аньес Варда

Это одна из причин, почему подобные опросы настолько важны. В топ-100 может быть не так много фильмов женщин-режиссеров, но взгляд на полные бюллетени критиков показывает, что есть много других прекрасных фильмов, заслуживающих большего внимания: «Болото» (2001) Лукресии Мартель, непоколебимый аргентинский портрет латиноамериканской буржуазии; «Маргаритки» Веры Хитиловой (1966), чехословацкая феминистская ода власти молодых женщин, незамедлительно запрещенная в своей стране; анимационный фильм «Персеполис» (2007) Маржан Сатрапи (и Венсана Паронно), глубокая поэтическая реконструкция ее детства в Тегеране во времена глубоких перемен. И таких фильмов можно найти еще больше. Кто знает, сколько из них будет в подобном списке через пару десятков лет?

На самом деле, первые десятилетия кино было населено женщинами. В конце XIX века во Франции Алис Ги-Блаше стала не только первой женщиной-режиссером, но и первым режиссером нарративного фильма. Она останется единственной женщиной-режиссером в мире до начала XX века, когда десятки женщин с увлечением взялись осваивать новое изобретение: Лоис Вебер, Мэйбл Норманд, Ида Мэй Парк, Ида Лупино в США, Луиза Колм-Флек, Мюриэль Бокс, Жермен Дюлак, Мари Луиза Друп, Эльвира Нотари, Ольга Преображенская в Европе и Кармен Сантос, Гильда де Абреу, Мими Дерба, Адриана и Долорес Херлерс, Кандида Бельтран Рендон, Габриэла фон Бусениус в Латинской Америке.

Однако по мере того как кино из новшества становилось бизнесом, женщин вытесняли со съемок и из студий. «Помимо актерской, – говорит Ханикатт, – женщинам препятствовался доступ к другим активным ролям в кинопроизводстве, пока в 1960-е годы все не перевернулось из-за краха студийной системы, создания новых каналов распространения фильмов, ослабления влияния Кодекса Хейса и подъема движения за гражданские права и права женщин. До этого не было женщин, снимавших что-либо после 1920-х годов. Но и в целом женщины не были обычным явлением во многих богатых и высокооплачиваемых отраслях. Их также не поощряли, как вы знаете, быть космонавтами или хирургами».

Алис Ги-Блаше была не только первой женщиной-режиссером, но и первым режиссером нарративного фильма

Даже те, кому удалось прорваться во второй половине XX века, столкнулись с монументальными препятствиями: для начала, с поиском финансирования. «Если женщине-режиссеру удается собрать финансирование для одного фильма, это обычно все, что она получает», – говорит Калла.

Существует ряд статистических данных, которые подтверждают это: большинство женщин, которые снимают один фильм, не снимают второй или третий. Женщине-режиссеру невероятно сложно создать корпус работ.

Одна из таких статистик: согласно исследованию Анненбергской Инициативы в области средств массовой информации, разнообразия и социальных перемен Университета Южной Калифорнии, 80% женщин-режиссеров сняли только один фильм в период с 2007 по 2016 год, в то время как только 54,8% мужчин-режиссеров остановились на одном фильме за тот же период.

Но подобный перекос не характерен для фильмов, которые снимают не на английском языке. Согласно отчетам, включенным в «Пленочный потолок», для женщины-режиссера на самом деле легче снять фильм в Иране, чем в Соединенных Штатах. «В США в значительной степени приватизирована индустрия искусств, которая закрыта для большинства людей», – говорит Ханикатт.

В большинстве других стран первого мира существуют субсидируемые правительством гранты на фильмы и искусство, которые дают гражданам возможность снимать фильмы без барьера корпоративного контроля. У женщин в этих странах есть особая возможность, которой у них просто нет в Соединенных Штатах.

Впереди долгий путь, но для женщин-режиссеров ситуация начинает улучшаться. В своей страстной переоценке «Клео от 5 до 7» Аньес Варды в 2012 году Роджер Эберт пишет: «Варду иногда называют крестной матерью французской новой волны. Я был виновен в этом сам. Ничто не может быть более несправедливым. Варда – это сама ее душа, и, боюсь, только тот факт, что она женщина, помешал ей регулярно упоминаться наряду с Годаром, Трюффо, Рене, Шабролем, Риветтом, Ромером и, раз уж на то пошло, ее мужем Жаком Деми».

Но все меняется. В последнее десятилетие Варда получила многочисленные призы. В 2017 году ее наградили почетным «Оскаром», что делает ее – невероятно – первой женщиной-режиссером, которую «Академия» отметила подобным образом. А «Клео от 5 до 7 лет» находится на 44-й позиции в списке BBC Culture.

В 2017 году Аньес Варда стала первой женщиной-режиссером, получившей почетный «Оскар»

«Я думаю, что то, что мы переживаем сегодня с #MeToo, #EqualRights, #GenderEquality и #EqualPay (и многими другими движениями и общественными движениями в целом), является показателем истинным роста женского влияния во всех аспектах жизни по всему миру», – говорит Рэнди Гринберг, продюсер «Мег: Монстр глубины» и бывший глава Universal Pictures International. И, быть может, топ-100 BBC Culture будет способствовать такому росту: отсутствие женщин-режиссеров является доказательством того, что женщин слишком долго не замечали ни в кинопавильонах, ни на уроках изучения кино.

«Мы на пороге больших перемен не только в Голливуде и на Западе, но и во всем мире», – добавляет Келли.

Мы – половина мира, и нам нужно рассказывать хотя бы половину историй, потому что до этого мы были в меньшинстве. Исключение является системным, и изменения не будут проходить гладко, но они происходят. Я с нетерпением жду того времени, когда это перестанет быть проблемой, и режиссеру не понадобится префикс «женщина» перед этой должностью.

Оригинал статьи обубликован 30 октября 2018 года: BBC Culture

Перевод Екатерины Долининой специально для Иноекино

'