Ретроспективные кинособытия
и кинопрокат фестивального кино
In English

30 важнейших фильмов для знакомства с итальянским кино

#бернардо бертолуччи #гид по фильмам #история кино #италия #киноклассика

Италия оказалась вовлечена в кино с самого его начала, на рубеже XIX и XX веков, и оказала большое влияние на его развитие благодаря движению футуристов. К сожалению, из-за ограничений, накладываемых фашистским режимом на всю культуру в 1920-х и 1930-х годах, фильмов в то время было немного.

Однако в 1940-х годах итальянцы оказали значительное влияние на кинематограф с движением неореализма, которое возглавляли крупнейшие итальянские фильммейкеры, в их числе Витторио Де Сика, Роберто Росселлини и Лукино Висконти. Влияние движения ощущалось как в самой Италии на протяжении последующих десятилетий, так и в остальном мире, где неореализм способствовал становлению других европейских движений, например, французской новой волны.

После этого итальянское кино разветвляется на различные жанры и направления. Те кинематографисты, которые были вовлечены в неореалистическое движение, вроде Феллини, двинулись в сторону более артистичного кино, одновременно вырабатывая новые приемы и все еще оставаясь в рамках актуальной социальной повестки.

Другие, например, Де Сика и Марио Моничелли, разработали стиль фильмов под названием «commedia all’italiana», которые сочетали комедийные элементы и серьезные темы. К тому времени Италия стала известна во всем мире как кузница мастеров кино. Тогда же огромную популярность приобрели итальянские спагетти-вестерны, особенно благодаря фильмам Серджио Леоне, который задействовал американских звезд, чье присутствие способствовало успеху фильмов.

Последним крупным итальянским кинематографическим движением стало джалло, поджанр хорроров, достигшее мировой известности благодаря таким режиссерам, как Марио Бава и Дарио Ардженто. Художественное переосмысление хоррора вкупе со стилистическими экспериментами сделало джалло очень влиятельным направлением. После успеха Бавы и Ардженто появилось еще больше фильмов с уклоном в графичность и эксплотейшн от таких режиссеров, как Лучио Фульчи и Руджеро Деодато, и эти фильмы спровоцировали много критики и противоречий вокруг итальянского кино из-за их оскорбительных и даже неприятных составляющих.

После 1970-х годов итальянское кино все еще было сильным с такими режиссерами, как Роберто Бениньи и Джузеппе Торнаторе. Несмотря на то что современное итальянское кино не привлекает столько внимания или не получает такого признания, как раньше, оно по-прежнему является важным аспектом итальянской культуры, отражающим проблемы и идеи, волнующие страну и ее население.

Этот список предназначен не для того, чтобы представлять собой исчерпывающую сводку всех великих итальянских фильмов, а для того, чтобы отразить сбалансированный и разнообразный подход к истории итальянского кино. Ограничивая каждого режиссера двумя позициями, приведенный ниже список охватывает все важные жанры и эпохи итальянского кино и стремится показать как сходства, так и различия в кинематографическом мире Италии.


1. Ад / L’Inferno (Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро – 1911)

LInferno

Эта ранняя экранизация поэмы Данте была также первым полнометражным итальянским фильмом и одним из первых полнометражных в мире вообще. Фильм довольно вольно обращается с оригинальной историей Данте, в основном фокусируясь на визуальной стороне и изображениях гравюр, сделанных Гюставом Доре и напоминающих кошмарный сон. Фильм был крайне популярен на международном уровне и способствовал созданию современной кинотеатральной системы: он убедил инвесторов, что фильм может быть прибыльным предприятием.

«Ад» стал невероятно новаторским фильмом, в котором было множество невиданных ранее визуальных эффектов. Фактически, эффекты были настолько впечатляющими, что многие были в ужасе от фильма, а если добавить к этому еще и некоторое количество обнаженки, то неудивительно, почему фильм был довольно спорным для своего времени.

Три года, потраченные на то, чтобы создать этот фильм, внесли большой вклад в развитие кинематографа в целом, показав всему миру, чего можно достичь на большом экране. «Ад» не только поместил Италию на карту в качестве кинематографической державы, но и стал одной из отправных точек для многих знаковых кинематографических движений.

2. Таис / Thais (Антон Джулио Брагэглия – 1917)

Thais

Эта жемчужина раннего кинематографа и движения итальянского футуризма является одной из самых ослепительных и выдающихся в визуальном плане в первые десятилетия жизни кино. К сожалению, «Таис» – единственный известный сохранившийся фильм футуризма, но из оригинальной 70-минутной ленты удалось спасти только половину. Основанный на одноименном романе Анатоля Франса, сюжет фильма довольно легко прослеживается, особенно для раннего немого фильма, хотя качество самого отснятого материала по понятным причинам оставляет желать лучшего.

«Таис», возможно, не самый великий шедевр немого периода, но из тех, что сохранились, он точно один из самых новаторских и смелых. Полный сложных сцен и тщательно продуманного оформления, фильм опередил свое время в то, что касается видения и творческого замысла.

Новый стиль этого и других итальянских футуристических фильмов вдохновил другие кинематографические движения по всему миру, особенно российское кино и немецкий экспрессионизм. «Таис» – не самый известный итальянский фильм, но один из самых важных из тех, что подготовили почву для дальнейших экспериментов.

3. Рим, открытый город / Roma città aperta (Роберто Росселлини – 1945)

anna-magnani-Rome-Open-City

В то время как «Одержимость» Лукино Висконти считается первой работой итальянского неореализма, именно фильм-прорыв Росселлини популяризировал движение и привлек международное внимание к итальянскому кино. Этот фильм, сценарий к которому написал Федерико Феллини, – антифашистское произведение, рассказывающее историю нескольких коммунистов во время нацистской оккупации Рима в 1943 году.

Джорджо, боец сопротивления, прячется у молодой пары, Пины и Франческо, ему также помогает священник дон Пьетро. Гестапо пытается подавить движение сопротивления, убивает и пытает тех, кто оказывается на его пути, практически не оставляя надежды для Рима.

Первый фильм неореалистской трилогии Росселлини о Второй мировой войне, «Рим» является одной из важнейших работ в истории итальянского кино. Его обращение к низшему классу и народу в целом и их поддержка станет движущей силой искусства страны в течение следующих нескольких десятилетий.

Коммунистическая и социалистическая тематика, присутствующая в этом фильме, также оказала свое влияние: впоследствии многие стремились использовать несправедливость, учиненную над Италией, для продвижения своих политических убеждений. «Рим, открытый город» – один из самых влиятельных итальянских фильмов, когда-либо снятых, а также эмоциональный и реалистичный комментарий в отношении войны и политики.

4. Похитители велосипедов / Ladri di biciclette (Витторио Де Сика – 1948)

bicycle-thieves-image

Самый знаменитый и прославленный фильм Витторио Де Сики – искренний и гуманистический шедевр неореализма. Фильм рассказывает историю Антонио Ричи, отца, который изо всех сил пытается обеспечить свою жену и маленького сына. Когда он находит новую работу расклейщика афиш, его жена продает льняные простыни, свое приданое, чтобы купить ему велосипед.

Когда в первый же день велосипед крадут, Антонио и его сын отправляются в отчаянное путешествие по Риму, пытаясь выследить похитителей, но их надежды постоянно рушатся, а их бедность бросается в лицо. Сам Антонио вскоре предпринимает отчаянный шаг, поскольку шансы найти велосипед стремятся к нулю.

«Похитители велосипедов» высказываются на множество тем, характерных для неореализма. Он затрагивает тему растущего разрыва между богатыми и бедными, что мастерски передано в сцене в закусочной. В фильме также показываются сложные отношения между отцом и сыном, а также традиционные мужские ценности, такие как забота о материальном обеспечении семьи.

Общественные нормы Рима одновременно заставляют его работать и сдерживают его. С точки зрения сына, фильм – сокрушительная история взросления и утраты иллюзий, которую он испытывает из-за неудач своего отца. Этот невероятно впечатляющий комментарий по вопросу бедности и несправедливости жизни является мучительным и угнетающим кинематографическим шедевром.

5. Умберто Д. / Umberto D. (Витторио Де Сика – 1952)

Umberto-D.-1952

Вслед за «Похитителями велосипедов» Де Сика создал свое следующее великое произведение, которое ознаменовало конец неореализма. В главных ролях в «Умберто Д.» в основном непрофессиональные актеры, а сам фильм рассказывает о старом пенсионере, который делит жилье со своим псом Флайком и пытается выжить в Риме. Домовладелица угрожает выгнать его, а все его старые друзья не оказывают ему никакой помощи или внимания.

Единственный его друг – служанка домовладелицы, беременная от какого-то солдата, который не признает, что ребенок его. Поскольку общество отворачивается от Умберто, он находит все меньше и меньше причин для продолжения жизни.

Фильм во многом похож на «Похитителей велосипедов», особенно в удручающем взгляде на современные ценности и культуру. Потрясающая игра как Карло Баттисти, так и его собаки Флайка, а также воодушевляющая музыка делают фильм одним из самых эмоциональных социальных комментариев.

«Умберто Д.» также становится мощным исследованием старения и того, как молодое поколение иногда пренебрегает благополучием более старшего. «Умберто Д.», наполненный множеством депрессивных сцен и несколькими счастливыми моментами, представляет собой сложный и приземленный анализ классовой системы, возраста и счастья.

6. Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны / I Soliti Ignoti (Марио Моничелли – 1958)

Big-Deal-on-Madonna-Street

Этот уморительный фильм-ограбление срежиссировал Марио Моничелли, один из величайших итальянских мастеров комедии. В нем группа неуклюжих жуликов пытается проникнуть в ломбард. В главных ролях задействованы Марчелло Мастроянни, Витторио Гассман и Ренато Сальватори, а фильм рассказывает о том, как текущая ситуация в жизни каждого персонажа убеждает его в том, что ограбление без какого бы то ни было опыта – не самая худшая идея.

Например, персонаж Мастроянни – отец, который должен заботиться о своем ребенке, пока его жена сидит в тюрьме. План сообщников состоит в том, чтобы получить доступ в ломбард через соседнюю квартиру, но, когда они обнаруживают, что в квартире живут две пожилые женщины, ситуация накаляется, а комедия начинается.

«Злоумышленники» были одним из самых популярных фильмов того года в Италии, сделав исполнителей главных ролей настоящими звездами и популяризовав жанр комедии. Наряду с великолепной игрой и постановкой, успех фильма был также отчасти обусловлен тем, что он был легкой пародией на фильмы-ограбления вроде «Мужских разборок», вышедших совсем недавно. Фильм положил начало целому потоку похожих картин и сделал комедию популярным и уважаемым жанром в Италии.

7. Маска Сатаны / La maschera del demonio (Марио Бава – 1960)

Black-Sunday

Этот эпохальный образец итальянского хоррора создал настоящий мастер жанра Марио Бава, а сам фильм стал мировым хитом. «Маска сатаны» – готическая картина о ведьмах, в которой рассказывается о двух профессорах, которые навлекают проклятие на себя и семью, живущую неподалеку.

Икона хоррора Барбара Стил играет роли и скромной девушки, и ее предка, древней ведьмы, которая жаждет отомстить жителям этой местности. Когда ведьма пробуждается, она использует много хитрых уловок и манипуляций, чтобы попытаться отобрать юность у своего потомка. И тогда должен вмешаться смелый профессор, чтобы спасти жизнь своей возлюбленной

Шедевр Бавы, возможно, не обладает какой-то оригинальной или изобретательной историей, но его стиль и содержание революционны. Когда фильм только вышел, он спровоцировал споры из-за кровавого и сексуального содержания, но одновременно проложил дорогу для последующих представителей жанра ужасов. Тем не менее, наиболее впечатляет именно атмосфера фильма, тревожная и жуткая.

В фильме постоянно нагнетается напряжение при приближении к ключевым событиям, и он полон множеством пугающих моментов. Все это делает «Маску Сатаны» не только новаторским и мастерски созданным фильмом, но и пугающим и эффектным хоррором, который непосредственно повлиял последовавшее за ним джалло.

8. Приключение / L’Avventura (Микеланджело Антониони – 1960)

LAvventura

«Приключение» повсеместно считается шедевром Антониони, а его критика современных эмоций не имеет себе равных в своей разрушительной силе. Фильм начинается как детектив, связанный с исчезновением девушки во время прогулки с друзьями.

Но по мере того, как фильм продолжается, это событие становится совершенно неважным, поскольку друзья девушки быстро забывают о ее существовании, а ее лучшая подруга и жених заводят роман. Все отношения в фильме неизбежно распадаются, оставляя после себя след из раненых душ.

Первый фильм «трилогии отчуждения» Антониони, «Приключение» – самый доступный и мощный из трех. Безразличие, с которым герои относятся к событиям, свидетельствует о той пустоте, в которой погрязли общество и культура. Изначальная интрига сюжета, которая быстро исчезает, отражает поверхностность, характерную для современности.

Несмотря на сюжет, в котором практически отсутствуют события, и значительную продолжительность, «Приключение» завораживает до самого финального опустошающего кадра. Невероятный фильм Антониони с его завораживающей операторской работой, а также игрой Габриэле Ферцетти и Моники Витти является одной из самых глубоких критик человеческого состояния.

9. Сладкая жизнь / La Dolce Vita (Федерико Феллини – 1960)

La_Dolce_Vita

В одном из самых почитаемых шедевров Феллини Марчелло Мастроянни играет роль Марчелло Рубини, журналиста желтой прессы, который освещает жизнь римских знаменитостей.

Сам фильм обладает довольно свободной сюжетной линией и просто следует за Марчелло и неделей его похождений и приключений по всему Риму, пока он ищет счастье и не знает, чего хочет. На его пути встречаются несколько ярких персонажей, например, прекрасная Сильвия и навязчивый репортер Папараццо (чье имя стало нарицательным), но Марчелло ни с кем не поддерживает прочных отношений, оставаясь одиноким.

В переводе “La Dolce Vita” означает «сладкая жизнь», и это относится к тому, как в фильме живут представители высшего класса. Феллини критикует этот якобы замечательный образ жизни, противопоставляя гламур и волнующее, но в конечном счете пустое существование. Роскошно поставленный и снятый, фильм успешен с точки зрения как убедительного содержания, так и художественного исполнения.

Феллини исследует как социальные, так и личные темы, органично используя нетрадиционную нарративную структуру и не стремясь разрешить сюжетный конфликс. «Сладкая жизнь» – один из самых известных и признанных европейских фильмов за всю историю. Это захватывающий, остроумный и эмоциональный комментарий по поводу классовой системы и поиска цели в жизни.

10. Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli (Лукино Висконти – 1960)

Rocco-and-His-Brothers

«Рокко и его братья» часто считают величайшим фильмом в карьере Висконти: он прекрасно сочетает реализм и мелодраму, две отличительные черты режиссерского почерка. Фильм рассказывает о Рокко, сыгранном Аленом Делоном, и его четырех братьях, а также их взаимоотношениях в городской Италии после переезда из сельской местности.

У каждого брата – свой опыт от переезда, каждый из них переживает собственную трансформацию. Когда его братья начинают враждовать и ступают на неверные пути, Рокко действует как сила, удерживающая его семью вместе: он жертвует любовью, деньгами и возможностями, чтобы его братья могли преуспеть.

Драматический, смелый и мощный фильм Висконти посвящен множеству важных тем, включая динамику семьи, противопоставление городского и сельского образов жизни и важность самопожертвования. Снятый в черно-белом формате, фильм сочетает грубоватость более ранних работ режиссера и драматические и страстные отношения, характерные для последующих картин. Видение Висконти в этой сложной и внушительной одиссее человеческих эмоций непоколебимо.

«Рокко и его братья» – квинтэссенция не только творчества Висконти, но и веха в итальянском кино вообще. Этот фильм должен увидеть каждый поклонник итальянского кинематографа.

11. Развод по-итальянски / Divorzio all'italiana (Пьетро Джерми – 1961)

Divorce-Italian-Style

В этом веселом и актуальном фильме, который дал название целому направлению комедий итальянском стиле, в главной роли играет Марчелло Мастроянни, чей герой Фердинандо состоит в несчастливом браке с некрасивой женой Розалией.

Фердинандо увлечен своей младшей и намного более симпатичной кузиной Анжелой и начинает разрабатывать хитроумную комбинацию, когда узнает, что его чувства взаимны. Чтобы найти повод убить свою жену (законно развестись тогда было очень сложно), Фердинандо разыскивает мужчину, который бы завел с ней роман. В таком случае у мужа будет веская причина для убийства, которую суд сочтет достаточной для смягчения приговора. Но кажущаяся вечной любовь Розалии к Фердинандо осложняет ситуацию.

Мастерски написанный и срежиссированный Пьетро Джерми, «Развод по-итальянски» наполнен забавными моментами и черным юмором. Колоритные персонажи и непредсказуемый сюжет вкупе с великолепной игрой актеров делают его одной из самых оригинальных и остроумных итальянских комедий. Сюжет, который осмеливался шутить над такой серьезной темой, был одновременно дерзким и спорным, что сделало фильм чрезвычайно влиятельным для Италии.

Мастроянни в одной из своих величайших ролей берет на вооружение довольно сложный материал и превращает его в уморительное зрелище, а сам фильм делает итальянской классикой. «Развод по-итальянски», ставший хитом как в коммерческом, так и в критическом смысле, был революцией в развитии итальянской комедии и сатиры, вызвав целую волну подражаний.

12. Ночь / La Notte (Микеланджело Антониони – 1961)

La-Notte

Второй фильм «трилогии отчуждения» Антониони, которая включает «Приключение» и «Затмение», «Ночь» также сосредоточена на сложных отношениях между людьми. Марчелло Мастроянни и Жанна Моро играют пару главных героев, Джованни и Лидию. Джованни – успешный писатель, а Лидия – богатая наследница, и их брак распадается из-за самопровозглашенного кризиса Джованни.

Сюжет свободен и следует за героями через серию событий, показывающих их распадающиеся отношения. Джованни постоянно убегает, чтобы найти какую-нибудь красивую женщину, с которой можно было бы закрутить интрижку, в то время как Лидия задумчиво бродит по городу, находя интерес только в занятиях низшего класса. Отсутствие взаимодействия между героями на протяжении почти всего фильма показывает их незаинтересованность друг в друге.

Это безрадостное исследование эмоций использует реалистические приемы и пунктирную сюжетную линию, чтобы подчеркнуть разрыв между мужем и женой. Многие сцены, такие как празднование выхода новой книги Джованни, можно также считать критическим высказыванием по поводу современного высшего класса и его искусственной среды.

Мастроянни и Моро играют центральную роль в развитии этих идей, отражая в своих неуклюжих разговорах и взаимодействиях потерю любви и уважения в отношениях. После тщательного изучения человеческого общения в «Приключении» Антониони создает еще один чрезвычайно впечатляющий портрет реальных отношений. Мастерский и атмосферный фильм Антониони – один из самых искренних и незамутненных взглядов на брак и угасшие эмоции.

13. Сальваторе Джулиано / Salvatore Giuliano (Франческо Рози – 1962)

Salvatore-Giuliano-1962

Эта недооцененная криминальная жемчужина Франческо Рози была давно забытым шедевром итальянского кино, пока Мартин Скорсезе не выудил его из безвестности. Снятый в псевдодокументальном стиле и с фрагментарным нарративом, фильм «Сальваторе Джулиано» показывает события и их последствия из жизни сицилийского бандита, печально известного по всей Италии. Сюжет сосредоточен не только вокруг самого Джулиано, но и всех других людей в его жизни и его влияния на них. Фильм также глубоко погружается в сицилийскую сельскую жизнь.

Фильм сочетает в себе различные аспекты итальянского кино и приемы режиссеров той эпохи. «Документальный» аспект фильма очевидно отсылает к традициям неореализма, но в «Сальваторе Джулиано» также можно найти ту же безысходность отношений, что в работах Антониони, или «цирковые» сцены, как у Феллини.

Новаторская форма фильма, в котором отдельные эпизоды связаны, но организованы не в хронологическом порядке, становится таковой идля киномедиума вообще, поскольку ломает границы кинематографических приемов. Хотя «Сальваторе Джулиано» не так известен или влиятелен, как многие другие фильмы в этом списке, это крайне увлекательная и креативная работа.

14. 8 с половиной / Otto E Mezzo (Федерико Феллини – 1963)

81

«8 с половиной» – это очень искренний фильм о кинопроизводстве и режиссерах, а особенно – о личном опыте самого Феллини. Марчелло Мастроянни играет роль Гвидо Ансельми, известного итальянского режиссера, который изо всех сил пытается создать свой следующий фильм, который является чем-то вроде научной фантастики. Проблемы Гвидо проистекают из недостатка вдохновения и сосредоточенности: он постоянно возвращается к ключевым событиям своего прошлого и фантазирует о настоящем. Он продолжает морочить голову продюсерам и актерам, будучи не в состоянии собрать фильм в единое целое в своем сознании.

Кризис личности и нарастающие проблемы в семье формируют сюжет и конфликт этого мощного экзистенциального шедевра. Название отсылает к 8 фильмам и одной коллаборации, которые Феллини завершил до того, как снять «8 с половиной», а Гвидо становится олицетворением самого Феллини и его проблем с созданием фильмов.

Эта работа полуавтобиографична в том смысле, что многие из показанных историй и воспоминаний похожи на опыт самого Феллини. Из-за этой глубинной связи «8 с половиной» – также один из самых личных фильмов Феллини и наиболее целенаправленный с точки зрения замысла и символизма. Он также самый оригинальный из раннего периода творчества режиссера и включает множество причудливых и фантастических сцен сновидений и воспоминаний.

Гвидо живет своим воображением и своими воспоминаниями и, хотя его друзья и семья хотят, чтобы он преуспел, не стремится следовать их желаниям. Этот персонаж – одно из величайших погружений в сознание режиссера, а также в процессы и мечтания, стоящие за созданием фильма вообще. Эта отмеченная наградами картина о свободе и творчестве, о личной борьбе художника является одним из величайших фильмов о создании кино, который должен увидеть каждый поклонник этого искусства.

15. Леопард / Il Gattopardo (Лукино Висконти – 1963)

The-Leopard

«Леопард» – одна из общепризнанных вершин в карьере Висконти. Берт Ланкастер играет стареющего князя Фабрицио ди Салина в этой исторической драме, затрагивающей период революции и волнений в Италии 1860-х годов.

Салина по прозвищу «Леопард» – последний представитель старой аристократии на Сицилии, и он медленно наблюдает, как разрушается привычный для него образ жизни. Его племянник Танкреди, которого играет Ален Делон, – символ революции и прихода нового поколения. Также в фильме снялась Клаудия Кардинале, а сам он – медленная медитация над угасанием дворянства и трагического персонажа Ланкастера.

«Леопард» великолепно снят и потрясающе оформлен, и камера сама по себе показывает угасшую славу аристократического общества на Сицилии. Игра Ланкастера глубокая и искренняя: его герой смирился со своей судьбой и подавлен из-за этого. Продолжительность фильма составляет три часа, но его медленная и задумчивая атмосфера наполнена эмоциями и напряжением между двумя поколениями.

«Леопард» – один из самых личных фильмов Висконти, в котором он обращается к корням своей собственной семьи и тому, как аристократия столкнулась с коммунистическими идеями. Этот фильм является и политическим заявлением, и прекрасным произведением искусства, который должен посмотреть каждый поклонник итальянского кино.

16. Евангелие от Матфея / Il vangelo secondo Matteo (Пьер Паоло Пазолини – 1964)

The-Gospel-According-to-Matthew

Это переложение Евангелия от Пазолини, известного атеиста, важно из-за крайне минималистского подхода к кинопроизводству. Фильм Пазолини, лишенный типичного высокого бюджета и размаха большинства библейских лент, способен передать чистую духовность Христа. Эта история – простой рассказ об Иисусе на основе Евангелия от Матфея, включающий в себя множество важных событий, таких как хождение по водам, превращение воды в вино и, конечно, распятие. Отсутствие излишеств в производстве позволяет полностью сосредоточиться на действиях и святости Христа.

Поскольку Пазолини был коммунистом и атеистом, этот фильм сильно отличается от многих традиционных киноинтерпретаций истории Иисуса. В образе Иисуса, ведущего людей к их спасению, проявляются черты марксизма. Значение чудесных событий, окружающих его, также преуменьшается: они рассматриваются режиссером наравне с другими, более «обычными» фрагментами Евангелия.

Прямой подход Пазолини к истории Христа вызвал достаточно споров: многие возражали против того, что атеист создал столь важную религиозную работу. Тем не менее, Пазолини понимает важность событий и благодаря блестящим минималистичным приемам делает «Евангелие от Матфея» одним из самых чистых религиозных фильмов, когда-либо созданных.

17. Битва за Алжир / La battaglia di Algeri (Джилло Понтекорво – 1966)

Battle_Algiers

Эта признанная критиками военная драма об алжирской войне – еще один из более поздних фильмов, который находится под сильным влиянием неореализма. Понтекорво применяет документальный стиль, характерный для фильмов Росселини о Второй мировой войне, и похожим образом показывает тиранию угнетения, а также жестокость со стороны алжирцев.

Фильм рассказывает о вооруженных конфликтах между алжирскими революционными силами и французскими колонизаторами. Хотя по обе стороны конфликта есть несколько отличительных персонажей, фильм больше фокусируется на войне в целом, а именно на партизанской войне и жестоких методах, используемых обеими сторонами.

«Битва за Алжир» вызвала противоречия, когда вышла в прокат, поскольку фокусировалась на городских мятежах, и, хотя фильм не романтизировал эти восстания, такие группы, как ИРА, находились под влиянием радикализма в фильме.

Суровый реализм «Битвы за Алжир» был настолько убедительным, что ее можно было принять за документальный фильм, а в Америке требовался дисклеймер, чтобы объяснить, что это на самом деле вымысел. Фильм успешен не только как тот, в котором мощно изображены насилие и война, – он также примечателен своим политическим нейтралитетом, позволяющим объективно посмотреть на полный насилия и противоречий конфликт.

18. Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (Серджио Леоне – 1966)

the-good-the-bad-the-ugly

Завершение влиятельной «долларовой трилогии» Серджио Леоне воплотило в себе все, чем могли и должны были быть спагетти-вестерны. В фильме снялись стальной Клинт Иствуд в роли стрелка по прозвищу «Блонди» («Хороший»), а также Ли Ван Клиф и Илай Уоллак в ролях «Плохого» и «Злого».

Сюжет таков: Иствуд и Уоллак работают вместе, чтобы найти золото конфедератов во время Гражданской войны, и Ван Клиф в какой-то момент также присоединяется к охоте. Множество кровавых и напряженных сражений приводят к кульминационному противостоянию между этими тремя рядом с местонахождением сокровища.

Визуально ошеломляющая благодаря фирменному приему Леоне – противопоставление длинных кадров и крупных планов – операторская работа удерживает внимание зрителей на протяжении всей значительной длительности фильма. Также он примечателен культовым саундтреком Эннио Морриконе, постоянного соратника Леоне. Успех этого фильма стремительно рос со временем, и теперь он считается шедевром итальянского кино и вестерна.

Его привлекательность заключается в потрясающей визуальной стороне в сочетании с захватывающим сюжетом и напряженными перестрелками, что и составляет вместе характерные черты спагетти-вестерна. «Хороший, плохой, злой» – один из величайших и известных фильмов Леоне, который также является и олицетворением важного жанра для итальянского кино.

19. Конформист / Il Conformista (Бернардо Бертолуччи – 1970)

The-Conformist

Этот визуальный шедевр прослеживает историю Марчелло Клеричи, трусливого человека, который становится фашистским агентом и получает приказ убить своего старого друга и учителя, профессора Квадри. В сопровождении своей жены Джулии, которую играет прекрасная Стефания Сандрелли, Марчелло выслеживает Квадри в Италии 1930-х годов и втирается тому в доверие, прежде чем убить. После падения фашистского режима он снова меняет сторону и предает своих бывших соучастников, демонстрируя собственную конформистскую природу, чтобы выжить.

В этом фильме психологический анализ Марчелло и фашистов в целом гораздо сложнее, чем в большинстве исторических картин. Обращаясь к различным психическим аспектам, включая мотивацию, политику и сексуальность, Бертолуччи создает очень интригующих и сложных персонажей, чтобы исследовать интересующие его темы.

Главный триумф этого фильма, однако, – не затронутые темы или повествование, но продуманные декорации и безупречная операторская работа. «Конформист», идеально передающий облик Италии 1930-х годов, является одним из самых визуально ошеломляющих фильмов итальянского кино.

20. Декамерон / Il Decamerone (Пьер Паоло Пазолини – 1970)

the-decameron

Основанный на одноименной книге Боккаччо, фильм Пазолини представляет собой переход режиссера от реалистического стиля ко второй половине его кинокарьеры, сосредоточенной на теме распутства и порочности людей. Фильм является первым в «Трилогии жизни», которая включает в себя еще две работы, также основанные на книгах-антологиях, – «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысячи и одной ночи». Как и два других фильма, «Декамерон» включает несколько историй из книжного источника и связывает их за счет общей темы сексуальности и непристойного юмора.

С «Декамерона» начинается новый период в творчестве Пазолини, который отличается более сложным и масштабным кинопроизводством, а также размахом воображения и идей. Но откровенные юмор и содержание сделали поздние фильмы режиссера крайне противоречивыми.

Хотя этот фильм и не такой откровенный, как, например, «Цветок тысячи и одной ночи» или печально известный «Сало», он по-прежнему остается «фильмом для взрослых» с множеством отвратительных шуток. «Декамерон», неукоснительно следующий атмосфере и юмору книги Боккаччо, представляет собой увлекательный комедийный фильм, а также пример рискованного и откровенного направления в итальянском кино.

21. Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений / Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto (Элио Петри – 1970)

Investigation-of-a-Citizen-Above-Suspicion

Шедевр недооцененного итальянского режиссера Элио Петри является одновременно захватывающим криминальным триллером и сатирической черной комедией о коррупции в итальянском правительстве. В фильме снялся Джан Мария Волонте, и это вершина его актерской карьеры: он играет начальника полицейского управления, который убивает свою любовницу и отвечает за расследование этого дела. Он оставляет много улик, доказывающих его виновность, чтобы подвергнуть систему проверке, но другие полицейские просто игнорируют их. Когда он настолько отчаивается, что признается в совершенном преступлении, его начальство вновь все игнорирует и делает вид, что ничего не произошло.

Смесь сатиры и триллера делает фильм невероятно увлекательным и смешным, и этим он отличается от серьезности итальянского кино предыдущего десятилетия. Восхитительно глупый и странный саундтрек Эннио Морриконе помогает смешать два, казалось бы, разных жанра в одном очень креативном и оригинальном фильме. «Следствие…» выходит за рамки привычных жанровых условностей: этот многослойный фильм с запутанной хронологией является одной из самых необычных и уникальных итальянских картин 1970-х годов.

22. Ящерица в женской коже/ Una lucertola con la pelle di donna (Лучио Фульчи – 1971)

A-Lizard-in-a-Womans-Skin-1971

Лучио Фульчи, автор и новатор движения джалло, ломает границы с этой знаковой и крайне противоречивой демонстрацией секса и насилия. Фильм представляет собой психоделический триллер об убийстве, в котором рассказывается о женщине по имени Кэрол, которую преследуют ее сны.

После того как ей снится убийство своей соседки Юлии, Кэрол становится главной подозреваемой, когда Джулию действительно убивают так, как было в ее сне. Она пытается очистить свое имя с помощью следователя, но ее постоянно мучают собственная психика и два загадочных хиппи, которых она видела во сне, и поэтому она постоянно борется за свое спасение.

Включающая множество революционных в культурном отношении тем и образов, «Ящерица в женской коже» была столь же влиятельной, сколь и спорной. Ее содержание включало употребление тяжелых наркотиков, лесбийские сексуальные сцены, а также кровавое и графическое насилие, что свидетельствовало и о смене культуры поколения, и о меняющихся условиях и границах кино.

Более того, многих зрителей настолько смутила определенная сцена с участием, как потом выяснилось, муляжей собак, что ответственные за спецэффекты должны были дать показания в суде, чтобы освободить Фульчи от обвинений в жестоком обращении с животными. «Ящерица в женской коже» – это уникальный и незабываемый фильм в легендарном жанре джалло, захватывающий и волнующий продукт эпохи наркотиков и свободной любви.

23. Паскуалино «Семь красоток» / Pasqualino Settebellezze (Лина Вертмюллер – 1975)

Seven-Beauties

Лина Вертмюллер была одной из ранних великих женщин-режиссеров, а с этим фильмом стала первой женщиной, которая получила номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру. «Семь красоток» – один из ее величайших фильмов, сочетающий элементы уморительного черного юмора с серьезными и опустошающими сценами.

Итальянская звезда Джанкарло Джанини играет Паскуалино, высокомерного и непосредственного обывателя, брата семи сестер, который отправляется в тюрьму, когда, защищая честь своей семьи, убивает человека. Он избегает наказания, добровольно вступая в армию во время Второй мировой войны, но затем попадает в концлагерь. Там ему удается занять привилегированное положение и выжить, оказывая сексуальные услуги женщине-коменданту лагеря.

В отличие от типичных фильмов о Холокосте, работа Вертмюллер выделяется благодаря характеру Паскуалино и его личностным мотивам. Джанини блестяще играет этого героя, опускающегося на самое дно и делающего все возможное, чтобы выжить, даже если это навлечет опасность или даже смерть на его друзей и семью.

Помимо того, что у него нарушено чувство чести, Паскуалино также – беспринципный и эгоистичный человек, что совершенно сбивает с толку при просмотре фильма: в нем нет благородного главного героя, за которого стоит переживать. Смешение комедии и таких важных событий также становится заметной особенностью фильма. «Семь красавиц» – это уникальная и увлекательная картина о Холокосте от одного из величайших и недооцененных итальянских режиссеров.

24. Суспирия / Suspiria (Дарио Ардженто – 1977)

Suspiria1

«Суспирия» – величайший фильм мастера хорроров Дарио Ардженто и один из самых знаковых итальянских фильмов ужасов всех времен. Он рассказывает о Сьюзи, начинающей балерине, которую играет Джессика Харпер, когда она прибывает в Германию из Америки, чтобы учиться в престижной балетной школе. Но там начинают твориться странные дела: в том числе, многочисленные смерти других учеников-танцовщиц. Вскоре Сьюзи понимает, что школа на самом деле является прикрытием для зловещего шабаша ведьм.

Фильм находится под сильным влиянием более ранних режиссеров, вроде Марио Бавы, и большая часть страха провоцируется крайне тревожной атмосферой, создаваемой Ардженто. Визуальная сторона фильма очень впечатляет: она наполнена яркими цветами и стильным дизайном, а минималистичный саундтрек группы Goblin не дает покоя и завораживает.

В результате создается кошмарная обстановка, в которой постоянно нарастает напряжение из-за пугающих моментов, а зрителя не покидает ощущение жути. Как и другие итальянские фильмы ужасов, «Суспирия» также чрезвычайно графична, щедро наполнена кровавой жестокостью, усиливая тревожность и сновидческую природу фильма. Фильм – must-see для всех поклонников хоррора.

25. Дерево для башмаков / L'Albero degli zoccoli (Эрманно Ольми – 1978)

The-Tree-of-Wooden-Clogs

Этот признанный критиками фильм о бедности и рабочих в Италии на рубеже XIX и XX веков является долгожданным возрождением неореалистского движения. Фильм рассказывает о четырех бедных фермерских семьях, переживающих экономические и семейные проблемы, и о важном периоде итальянской истории, который редко оказывается в центре внимания.

Действие происходит во времена волнений и подъема коммунистического движения, и простота и довольство фермерской жизни нарушаются меняющейся политической обстановкой в стране. Когда одну из семей постигает несчастье, другие осознают свою роль в обществе.

Ольми использует много приемов, чтобы передать суровый реализм времени и героев. В фильме привычно много длинных планов и съемок в естественной среде, призванных точно передать атмосферу и условия жизни. Режиссер также задействует настоящих фермеров и горожан, а не актеров, чтобы фильм был максимально приближен к реальности. «Дерево для башмаков» – это изысканный портрет гуманизма, показывающий выживание в суровых условиях и отдающий дань истокам итальянского кино.

26. Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (Серджио Леоне – 1984)

Once-Upon-a-Time-in-America

Как и в спагетти-вестернах Леоне, «Однажды в Америке» – транснациональный фильм, в котором под руководством итальянской команды снимаются американские актеры. Сначала в Америке показывали укороченную версию, но затем фильм перевыпустили с изначально предполагаемым хронометражом, который составляет почти четыре часа.

Фильм представляет собой обширную гангстерскую эпопею, рассказывающую о членах еврейской мафии в Нью-Йорке на протяжении XX века. В главных ролях задействованы Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс и Джо Пеши: они играют гангстеров, которые вместе выросли и затем стали влиятельными фигурами в своем районе и криминальном мире. По мере старения они сталкиваются с последствиями своего прошлого и образа жизни.

Это и самый амбициозный фильм Леоне, и один из величайших гангстерских фильмов всех времен. Он включает в себя привычные для криминальной драмы элементы насилия и политики, но также более подробно, чем большинство представителей жанра, исследует личные последствия такого образа жизни. Как и в других работах Леоне, в этом фильме присутствует захватывающая дух операторская работа и исключительный саундтрек Эннио Морриконе, еще больше усиливающий эмоциональное воздействие фильма.

Актерские работы в фильме одинаково велики: Де Ниро и Пеши играют свои любимые амплуа, а Вудс выдает один из величайших перформансов всех времен. У «Однажды в Америке» может быть изматывающая продолжительность, но захватывающие события и безупречное исполнение фильма не дают зрителю заскучать – и все это делает его важнейшим итальянским гангстерским фильмом.

27. Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (Джузеппе Торнаторе – 1988)

cinema-paradiso

Этот прекрасный фильм – признание в любви к кинематографу и одна из самых трогательных работ о создании кино. Рассказанный в основном через воспоминания, «Новый кинотеатр…» – это история вымышленного режиссера Сальваторе Ди Вита, от его скромных начинаний в местном кинотеатре до бурных романов и, наконец, успеха и рефлексии над всем случившимся.

В юности Сальваторе заводит дружбу с киномехаником, который учит его, как показывать фильмы и монтировать пленку, потому что местный священник требует вырезать «непристойные» сцены. По мере того как Сальваторе все больше вовлекается в процесс, становится очевидно: чтобы стать знаменитым режиссером, ему придется оставить свою прошлую жизнь позади.

Эта чрезвычайно приятная драма, удостоенная премии «Оскар», удачна и как история взросления, и как взгляд на жизнь и вдохновение художника. Противоречивые эмоции и смешение комедии, катастрофы и утраты делают фильм личной и трогательной историей взрослого человека, который примирился со своей жизнью и сделанным выбором.

Фильм также сопровождается привычно великолепной музыкой мастера саундтрека Эннио Морриконе. Это метаповествовательное исследование детства и вдохновения является одним из самых теплых и приятных итальянских фильмов современной эпохи.

28. Жизнь прекрасна / La vita è bella (Роберто Бениньи – 1997)

Life-is-Beautiful

Прорыв Роберто Бениньи, ставший хитом, был также одним из самых противоречивых фильмов года. Сам Бениньи играет Гвидо, итальянского еврея, которого вместе с женой и сыном отправляют в концлагерь во время Холокоста.

Чтобы защитить невинность своего маленького сына, Гвидо превращает жизнь в лагере в забавную игру для мальчика, утаивая ужас и опасность ситуации и позволяя тому счастливо прожить остаток своего детства. «Жизнь прекрасна» сочетает в себе как реальные факты, так и фирменные очарование и яркость работ Бениньи и становится оригинальным и важным взгляд на историю.

Некоторые критики негативно восприняли шутливое изображение Холокоста. И хотя большая часть фильма довольно беззаботна, подобная реакция все же необоснованна, поскольку «Жизнь прекрасна», как и любой другой фильм на схожую тематику, показывает всю мрачность события.

Разница цветового решения и изменения в героях в довоенной Италии и концлагере показывают то опустошение, которое испытывают Гвидо и другие узники, когда попадают в плен. В дополнение к социальному комментарию, фильм также показывает прекрасные отношения между сыном и его преданным отцом. Этот очень эмоциональный, мучительный фильм – одна из самых сильных работ о Холокосте.

29. Гоморра / Gomorra (Маттео Гарроне – 2008)

gomorrah-1

«Гоморра» – увлекательный и захватывающий взгляд на влияние и силу преступности и банд в современной Италии. Фильм представляет собой пять ни разу не пересекающихся историй о преступности в Неаполе: о подростке-посыльном, оказавшемся втянутым в преступные дела, о мошеннике-портном, о двух несостоявшихся бандитах, о пожилом держателе общака и о мусорщике, который имеет дело с токсичными отходами.

Фильм искусно снят и претендует на реалистичность, и, хотя не все персонажи взаимодействуют друг с другом, объединяющие их проблемы оставляют неизгладимое впечатление о состоянии преступности в современной Италии.

Суровая атмосфера и сюжет фильма отражают реальное состояние преступности. Эта неприукрашенная реальность противопоставляется общественным представлениям о мафии и криминальной культуре, которой постоянно подражают и на которую ссылаются два начинающих гангстера Марко и Чиро. Сложная сеть повествований оживляет знаковый итальянский криминальный жанр и сигнализирует о конце культурной эпохи. Признанная критиками «Гоморра» – свежее и новаторское дополнение к современному итальянскому кино.

30. Великая красота / La grande bellezza (Паоло Соррентино – 2013)

Paolo-Sorrentino-The-Great-Beauty-900x528

Самый поздний фильм в этом списке также является одним из самых пронзительных. Получившая широкое признание картина Соррентино рассказывает о пожилом писателе Джепе Гамбарделле, которого трогательно сыграл Тони Сервилло, гуляющем по Риму и размышляющем о своей жизни.

Джеп, получивший известность благодаря написанному в юности роману, – представитель высшего класса, чья жизнь полна вечеринок, но он растратил весь свой творческий запал на написание статей о культурной жизни города и других бесполезных текстов. Пока он заново открывает для себя город и попутно сталкивается с несколькими знакомыми, Джеп переосмысляет свою жизнь и понимает, что его потенциал был потрачен впустую, а жизнь прошла бестолково.

Эта эмоциональная драма получила множество наград, включая премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», и она заслуживает такого признания. Операторская работа в фильме совершенно потрясающая, а игра актером, особенно Сервилло, исключительна.

«Великая красота» возвращает итальянское кино к стилю классических фильмов Феллини и Антониони, акцентируя внимание не на сюжете, а на исследовании персонажей и человечности в целом. «Великая красота», один из самых эмоциональных и рефлексивных фильмов последнего времени о сожалении и старении, является прекрасным напоминанием о силе, которой все еще обладают итальянские фильмы.


Оригинал статьи: Taste of Cinema

Перевод Александры Веселовой специально для Иноекино

Итальянская классика на большом экране

Итальянская классика на большом экране

8–11 февраля

Москва, «Каро 11 Октябрь»

Санкт-Петербург, «Аврора»

14–17 февраля

Новосибирск, «Победа»

Подпишитесь на нашу рассылку

inoekino

inoekino

inoekino

Наши партнеры