Мария Щербакова

Роберт Уайз: «Захватывающий материал — вот, что важно»

28.08.2018
В 1941 году молодой Роберт Уайз встретил столь же молодого Орсона Уэллса, и встреча эта перевернула историю мирового кино.

Тогда Уайз только что закончил учиться на режиссера монтажа и работал на RKO Pictures, одной из пяти студий-мейджоров классического Голливуда. К моменту их встречи студия уже назначила на картину режиссера монтажа, но Уэллс уволил его и нанял Уайз, который был всего на 6 месяцев старше, чем 25-летний режиссер.

Роберт Уайз (второй слева) монтировал два фильма Орсона Уэллса (внизу)

Роберт Уайз (второй слева) монтировал два фильма Орсона Уэллса (внизу): «Гражданин Кейн» (1941) и «Великолепные Эмберсоны» (1942). Фото сделано на съемках второго, на нем (слева направо): оператор Джимми Дейли, помощник Уэллса Ричард Уилсон, оператор Стэнли Кортес и гаффер Джимми Алмонд
«Я работал с ним так же, как работал с любым другим режиссером. Когда он заканчивал снимать все свои ракурсы, я выкладывал эпизод на монтажный стол и показывал ему, а он мог сказать: «Не используй этот крупный план» или «Почему ты не взял вот-тот-снятый-из-за-моего-плеча, который я сделал?»». — Роберт Уайз

02

Отрывок из большого интервью Роберта Уайза для Institute of International Studies, UC Berkeley

Расскажите нам о своих отношениях с Орсоном. Он был еще совсем молодым, да?

Да, конечно. Интересно, как он вообще справился с этим. Я только что закончил монтаж фильма «Моя любимая жена» с Кэри Грантом и Айрин Данн, когда мне позвонил мой босс Джимми Уилкинсон и сказал, чтобы я зашел к нему. Я зашел, и он сказал: «Ты слышал об этом Орсоне Уэллсе, которого нашла студия?» И я сказал: «Да, я знаю о нем. Я знаю его репутацию в Нью-Йорке, тот материал, который он ставил на сцене, и, конечно, радиопередачу, которая напугала до смерти половину страны». Я спросил: «Почему ты спрашиваешь?» И он сказал: «Ну, он довольно шустрый». Я сказал: «Что ты имеешь в виду?» Он ответил: «Он получил отмашку от студии на съемки трех тестовых эпизодов для нового фильма, который он хочет снять». Они дали ему зеленый свет — хотели посмотреть, что получится, и он их снял. И студия решила пойти на это, они запустили картину в производство. А он хотел другого монтажера. Мой босс поставил туда довольно старого, виртуозного режиссера монтажа, поэтому я относился ко всему исключительно как к эксперименту.

У RKO была студия в Калвер-Сити, он снимал там сцену на пляже, все были в палатке. Поэтому я сперва говорил с его помощником, а потом пошел к нему . И он вышел проводить собеседование. Когда я увидел его в первый раз, он был стариком Кейном — с гримом и накладками на теле. Мы разговаривали пять минут или около того, может, минут десять. Так у меня появилась достойная строчка в послужном списке. Я вернулся в студию в Голливуд, позвонил ему двадцать минут спустя и получил работу. Вот и все.

j7avkq2ceSo

После монтажа «Кейна» Уайз быстро ушел в режиссуру. Его дебют — B-movie «Проклятие людей-кошек», стал классикой фильма ужасов и открыл в истории жанра новую страницу. В 1947 году он снял нуар «Рождённый убивать», а спустя два года в свет вышла его (по мнению многих, лучшая в своем жанре) боксерская драма «Подстава». Потом были — «День, когда остановилась Земля», «Вестсайдская история», «Призрак дома на холме», «Звуки музыки» и «Звездный путь: Кинофильм».

«К 46-му году поставил уже четыре картины. Одна из них — экранизация «Похитителя трупов» Стивенсона. Этот фильм, как и следующий за ним — «Игра смерти», — принадлежит к тому самому кино категории «Б», которое вдохновляло Копполу, Спилберга, Лукаса — звездных мальчиков «нового Голливуда», — подсказывало им темы, идеи, даже способы их воплощения». — Сергей Лаврентьев
«Роберт Уайз был признан режиссером, которого нужно смотреть, очень рано. Среди выпускников Валь Льютона он занимал промежуточное положение между Жаком Турнёром, который был выше, и Марком Робсоном, который был ниже. Его темперамент — смутно либеральный, его стиль — смутно реалистичный; но после «Звуков музыки» и «Канонерки» подпись Роберта Уайза-стилиста стала практически неразличима» — Эндрю Саррис (The American Cinema, 1968)

04

Самым знаменитым фильмом Уайза остается мюзикл «Звуки музыки», но несмотря на это его коньком были именно низкобюджетные черно-белые драмы. Роберт Уайз переходил от жанра к жанру, менял стили и не был, как Хичкок, которого обычно приводят пример в этом случае, «автором», но снял, возможно, самые популярные американские фильмы за последние пятьдесят лет. Он никогда не использовал свои многочисленные связи в мире кино и не выбирал любимчиков среди актеров, не был ни эксцентричным отшельником как Стэнли Кубрик или Терренс Малик, ни интеллектуальным снобом как Линч или Триер. «Люди спрашивают меня, предпочитаю ли я делать мюзиклы, драмы или комедии?», — сказал он в 1980 году. «Мне нравится все, если это качественный, захватывающий, оригинальный материал. Вот что важно. Это важно».

Вот почему сегодня люди по-прежнему любят фильмы Уайза, даже если они никогда не слышали о человеке, который их создал.

Бонус: видео, в котором Роберт Уайз рассказывает о Орсоне Уэллсе и работе над «Гражданином Кейном». Вместе с ним среди прочих сценарист «К северу через северо-запад», «Сабины», «Вестсайдской истории» и «Звуков музыки» Эрнест Леман, актер, певец, музыкант, сценарист и продюсер Роберт Митчем и актриса Джули Эндрюс.


Мария Щербакова специально для Иноекино

'