Мелодичный бродяга: Забытый музыкальный гений Чарли Чаплина
15.11.2019
Он общался со Стравинским и придумывал прекрасную музыку к своим фильмам во сне. Так почему этой стороне творчества Чаплина уделяется так мало внимания?
Ариана Тодс для The Guardian, 16 апреля 2019 года
Странно утверждать, что один из самых популярных артистов в мире недооценен. Но с Чарли Чаплином дело обстоит именно так. Конечно, не относительно его заслуг как комика, актера или режиссера — но как композитора. Большинству известны мелодии “Smile”, “Eternally” и “This Is My Song”, но не все знаю, что их написал Чаплин — для «Новых времен», «Огней рампы» и «Графини из Гонконга» соответственно. Фанаты кино могут знать, что, начиная с «Огней большого города» 1931 года, он являлся автором саундтреков ко всем своим фильмам, а уже в почтенном возрасте написал музыку к ранним картинам. Тем не менее, его имя никогда не упоминается, когда речь заходит о великих кинокомпозиторах: например, в недавнем опросе Radio Times, посвященном главным музыкальным темам в истории кино, Чаплина нет.
В этом году все может измениться. Многие события, приуроченные к празднованию 130-летия Чаплина, посвящены его музыке. Его страсть к музыке началась еще в детстве, когда в одном пабе в Кеннингтоне на юге Лондона он услышал мелодию, исполняемую на губной гармошке и кларнете. В своих мемуарах 1922 года «Мое путешествие за границу» он писал: «Ее красота была подобна сладостной загадке… Я был очарован и застыл в благоговении, а звуки проникали в мое сознание через мое сердце».
Сын артистов мюзик-холла, он впервые спел на сцене в 5 лет. Будучи подростком, он самостоятельно научился играть на скрипке и виолончели. Стэн Лорел, который в начале 1910-х годов вместе с Чаплином был членом труппы Фреда Карно, вспоминал: «Он постоянно был со своей скрипкой. Он переставил на ней струны так, чтобы играть левой рукой, и практиковался часами. Однажды он купил виолончель и тоже всюду возил ее с собой. В те времена он одевался как музыкант и носил длинное коричневое пальто с бархатными зелеными манжетами и воротником и мягкую фетровую шляпу».
Чаплин продолжал играть на скрипке, даже когда достиг успеха в Голливуде. Журналист Чарльз Лэпворт в 1918 году писал: «Во время разговора Чаплин непременно возьмет в руки скрипку и смычок и сопроводит вашу реплику облигато из какого-нибудь классического произведения».
Появление звука, возможно, и означало конец немым фильмам, которые сделали Чаплина звездой, но также дало ему возможность самому писать музыку к фильмам. И какая это была музыка… Чарующие, запоминающиеся мелодии, идеальная синхронизация и контрасты, делающие его комедию столь эффектной, разумное использование мотивов и многочисленные переработанные заимствования, создающие богатое музыкальное разнообразие. Все же Чаплин был тем человеком, чья слава позволила ему общаться с Дебюсси, Шенбергом и Рахманиновым и который почти написал оперу вместе со Стравинским.
С технической точки зрения музыку он не писал — не знал нот. Вместо этого он напевал мелодии аранжировщику. Дэвид Раксин, который работал с Чаплином над «Новыми временами», рассказывал: «Мало что ускользало от его взгляда или слуха, он не только предлагал мелодии и их расположение в фильме, но и активно участвовал в разработке всей партитуры».
Еще во время его выступлений в мюзик-холлах Чаплин понял, как музыка влияет на эмоциональный или комический аспект сюжета. «Мне нужна была изящная, романтическая музыка, которая контрастировала бы с образом бродяги и придавала бы моим комедиям эмоциональную глубину», — писал он в автобиографии. — «Аранжировщики никак не могли этого понять. Они считали, что и музыке тоже следует быть смешной. Я пытался объяснить им, что музыка должна не конкурировать со мной, а служить в фильме контрапунктом изящества и обаяния, выражать чувство».
У него определенно был талант к хорошей мелодии (он утверждал, что придумывал их во сне), и скрипач Филипп Квинт в честь 130-летия Чаплина создал альбом с аранжировками его самых известных мелодий. Квинт вырос на фильмах Чаплина, которые смотрел в 1980-х годах в СССР. «У нас было только три телевизионных канала. В основном, они транслировали правительственные собрания. В кино было много цензуры, но с Чаплином обходились иначе — его фильмы показывали постоянно», — рассказывает он. — «Все говорят о нем как о великом комике, что затмевает его величие как режиссера, продюсера и сценариста, а ведь и музыка была очень важна. Она рассказывала историю в его фильмах».
Его партитуры полны отсылок — прямых цитат, стилизаций, тональностей — к таким разным композиторам, как Дебюсси, Брамс и Элгар. Квинт обращает внимание на то, как часто Чаплин воздает должное Гершвину, отмечая, что музыка в сцене спуска корабля на воду в «Новых временах» напоминает «Рапсодию в стиле блюз». И Квинт не согласен с теми, кто отвергает музыку Чаплина как слишком сентиментальную: «Русский сказал бы — и что с того? Чайковский тоже очень сентиментален! Все дело в любви. Чаплин был любящим человеком, который любил влюбляться. Конечно, его музыка сентиментальна».
И, разумеется, во многих ключевых сценах звучит любимый инструмент Чаплина. «Скрипка в его фильмах всегда сопровождает самые эмоциональные моменты, начиная с темы цветочницы в «Огнях большого города». Скрипка была инструментом его души», — говорит Квинт.
Но его музыка не просто сентиментальна. Вспомните некоторые его самые знаковые сцены: когда власти забирают у Бродяги Малыша (см. выше); когда в финале «Огней большого города» Бродяга вновь сталкивается с цветочницей; когда Бродяга становится невольным участником демонстрации рабочих в «Новых временах». Эмоциональная окраска сцены всегда усиливается музыкой, что еще раз свидетельствует о безошибочном чувстве мелодии, структуры и ритма у Чаплина-композитора.
Чаплин был награжден тремя «Оскарами». Во время самой первой церемонии в 1929 году ему была вручена особая награда за «Цирк», а в 1972 году, спустя 20 лет после изгнания из США по политическим мотивам, он вернулся за почетным «Оскаром», вручение которого сопровождалось 12-минутными овациями.
Но единственный «Оскар», который он выиграл, будучи номинантом, был за музыку к «Огням рампы» в 1973 году. Фильм 1952 года впервые был показан в кинотеатрах Лос-Анджелеса только в 1972 году, что позволило ему пройти критерии для номинации на премию Американской киноакадемии. Возможно, в честь 130-летия мир наконец-то последует за «Оскаром», обратит внимание и на этот аспект гения Чаплина, по достоинству оценит его как композитора.
Источник: The Guardian
Перевод Александры Веселовой специально для ИНОЕКИНО

США. 1921
Режиссер: Чарли Чаплин
Композитор: Чарли Чаплин
В главных ролях: Чарли Чаплин, Джеки Кугэн, Эдна Первиэнс
Жанр: комедия
Хронометраж: 52 минуты
6+