Кошмар на улице Вязов
«Кошмар на улице Вязов» — уже ставший классическим фильм ужасов от культового режиссера Уэса Крэйвена и первая часть влиятельнейшей жанровой кинофраншизы. Исследуя желания, тревоги и сексуальность подростков, концепцию расплаты детей за грехи отцов и подноготную идиллического городка, Крэйвен концентрируется на фундаментальном страхе перед непознаваемым миром сновидений. Этот страх воплощен в образе маньяка-мстителя Фредди Крюгера в исполнении неподражаемого Роберта Инглунда, а противостоит ему одна из самых волевых и изобретательных «последних девушек» в истории хоррора. Крэйвен мастерски размывает границы между воображаемым и реальным: напряжение не ослабевает ни на минуту, а привычные ожидания постоянно разрушаются. «Кошмар на улице Вязов» не только триумфально завершил «золотой век» слэшеров, но и стал краеугольным камнем жанра за счет простой, но гениально воплощенной идеи, черного юмора, причудливых спецэффектов, хрестоматийного злодея и атмосферы кошмара, от которого невозможно проснуться.
Синопсис:
Старшеклассникам Нэнси, Тине, Глену и Роду из тихого провинциального городка Спрингвуд снится один и тот же кошмар. В нем каждого из них преследует человек с обожженным лицом, в красно-зеленом свитере и перчатке с лезвиями. Кого он убивает во сне, тот умирает и наяву. После страшной гибели Тины и Рода Нэнси решает во что бы то ни стало не спать и докопаться до тайны личности Фредди Крюгера. Она пытается выманить его в реальность, но для этого ей нужно уснуть. И вовремя проснуться…
О проекте:
К началу 1980-х годов Уэс Крэйвен уже был признанным мастером хоррора с такими хитами за плечами, как «Последний дом слева» (1972) и «У холмов есть глаза» (1977). Идея «Кошмара на улице Вязов» возникла у него после прочтения нескольких газетных статей о странном синдроме, возникшем у беженцев от войны и геноцида в Юго-Восточной Азии. Они страдали от жутких кошмаров, отказывались спать и позже умирали во сне. Вдохновением же для образа главного злодея Крэйвену послужили детские воспоминания о напугавшем его бродяге и школьном обидчике по имени Фредди Крюгер. Он также хотел уйти от образа стереотипного маньяка в слэшере: вместо маски — обезображенное лицо, вместо ножа — перчатка с лезвиями, вместо иррациональной жажды убийства — месть.
Крэйвен предлагал сценарий нескольким студиям-мэйджорам, но безуспешно, поскольку популярность подростковых хорроров шла на спад, а режиссер не хотел идти на уступки и смягчать тональность картины. В конце концов проектом заинтересовалась независимая компания New Line Cinema (фильм в итоге спас ее от банкротства и подарил неофициальное прозвище «дом, который построил Фредди»), а бюджет составил совсем небольшие $ 1,1 миллиона. После долгих поисков и сомнений на роль Крюгера был выбран Роберт Инглунд, который, по словам Крэйвена, не побоялся погрузиться в извращенную психику злодея. Хэзер Лэнгенкэмп привлекла режиссера своей «неголливудской» внешностью, а ее экранного бойфренда сыграл Джонни Депп, для которого роль стала дебютом в кино.
«Кошмар на улице Вязов» вышел на большие экраны осенью 1984 года и в общей сложности собрал в мировом прокате более $ 50 миллионов, мгновенно став зрительским хитом. Критики хвалили фильм за сюрреалистическую атмосферу, остроумный сценарий и оригинальность концепции. «Кошмар на улице Вязов» положил начало целой франшизе, на данный момент включающей несколько фильмов и телешоу, серию документальных картин, книг и комиксов. Но именно первая часть по праву считается эталонным слэшером, оказавшим колоссальное влияние на развитие хоррора, а Фредди Крюгер — одним из самых запоминающихся злодеев в истории кино.