Заводной апельсин. Специальные показы
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ
3 декабря. Москва. Кинотеатр «КАРО Октябрь»
Качество 4К
Фильм представит и обсудит со зрителями Евгений Жаринов, ведущий на радиостанциях «Орфей» и «Серебряный Дождь».
4 декабря. Санкт-Петербург. Кинотеатр «Аврора»
Фильм представит кинокритик Никита Смирнов.
5 декабря. Санкт-Петербург. Кинотеатр «КАРО Варшавский экспресс»
Фильм представит кинокритик Максим Ершов (Кино ТВ, КиноПоиск, Сineticle, Colta).
5 декабря. Москва. Кинотеатр «Москино Звезда»
Фильм представит автор Cinemaholics и Film.ru Влад Шуравин.
6 декабря. Москва. Кинотеатр «Формула Кино ЦДМ»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Санкт-Петербург. Кинотеатр «Формула Кино Галерея»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Белгород. Кинотеатр «Синема Парк Сити Молл Белгородский»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Волгоград. Кинотеатр «Синема Парк Европа Сити Молл»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Вологда. Кинотеатр «Синема Парк Мармелад»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Воронеж. Кинотеатр «Синема Парк Центр Галереи Чижова»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Екатеринбург. Кинотеатр «Синема Парк Алатырь»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Ижевск. Кинотеатр «Синема Парк Петровский»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Калининград. Кинотеатр «Синема Парк Европа»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Краснодар. Кинотеатр «Формула Кино OZ Молл»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Красноярск. Кинотеатр «Синема Парк Галерея Енисей»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Мурманск. Кинотеатр «Кронверк Синема Форум»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Набережные Челны. Кинотеатр «Синема Парк Торговый квартал»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Нижний Новгород. Кинотеатр «Синема Парк Седьмое небо»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Новокузнецк. Кинотеатр «Формула Кино IMAX»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Новосибирск. Кинотеатр «Формула Кино Аура»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Пермь. Кинотеатр «Синема Парк Кристалл
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Рязань. Кинотеатр «Формула Кино Виктория Плаза»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Самара. Кинотеатр «Синема Парк Парк хаус»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Саратов. Кинотеатр «Синема Парк Триумф Молл»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Сочи. Кинотеатр «КИНО МореМолл»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Ставрополь. Кинотеатр «Синема Парк Космос»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Сыктывкар. Кинотеатр «Кронверк Синема Макси»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Тула. Кинотеатр «Синема Парк Макси»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Тюмень. Кинотеатр «Синема Парк Гудвин»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Ульяновск. Кинотеатр «Синема Парк АкваМолл»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Уфа. Кинотеатр «Синема Парк Галерея Арт»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
6 декабря. Челябинск. Кинотеатр «Синема Парк Горки»
Перед сеансом — видеоэссе от «Иноекино» с кинокритиком Никитой Смирновым.
7 декабря. Москва. Кинотеатр «Москино Искра»
Фильм представит Андрей Загудаев, кинокритик, автор телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный».
8 декабря. Москва. Кинотеатр «Москино Салют»
Фильм представит кинокритик Михаил Моркин (КиноПоиск, Meduza, Искусство кино).
8 декабря. Ростов-на-Дону. Кинотеатр «Горизонт Cinema&Emotion»
Качество 4К
Фильм представит Ольга Джумайло, доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории и истории мировой литературы ЮФУ.
8 декабря. Москва. Кинотеатр «Пионер»
Фильм представит директор по спецпроектам «Пионера» Егор Сенников, а после показа обсудит картину и историю ее создания с кинокритиком Дмитрием Соколовым.
8 декабря. Уфа. Кинотеатр «Киномакс»
Фильм представит кинокритик Сергей Бархатов.
8 декабря. Москва. Кинотеатр «Киномакс-Мозаика»
Фильм представит историк кино Олег Грознов.
8 декабря. Казань. Кинотеатр «Киномакс-IMAX»
Фильм представит и обсудит со зрителями кинокритик Адиля Хайбуллина.
9 декабря. Новосибирск. Кинотеатр «Победа»
После сеанса состоится онлайн-обсуждение с киноведом и кинокритиком Анной Стрельчук.
10 декабря. Ярославль. Кинотеатр «Киномакс-Аура»
Фильм представит журналист Никита Мордовин.
11 декабря. Ростов-на-Дону. Кинотеатр «Киномакс-IMAX»
Фильм представят и обсудят со зрителями кинокритики проекта K-INO.RU.
«Заводной апельсин» — экранизация антиутопии Энтони Берджесса, вслед за романом рассуждающая о свободе воли, контроле государства над человеком и страхе общества перед юностью, ее увлечениями и субкультурами. Если «Космическая одиссея», предыдущий фильм Кубрика, была высокотехнологичным трипом сквозь пространство-время, то «Заводной апельсин» показывает будущее без помощи спецэффектов. Вместо них здесь — тщательно отобранные, подчас скандальные оформительские решения, от футуристических интерьеров и китчевой мебели до культовых костюмов банды. Визуальный облик Лондона дней грядущих и его маргинальных обитателей оказал колоссальное влияние на поп-культуру, но сам фильм вот уже на протяжении полувека вызывает ожесточенные споры. В «Заводном апельсине» можно увидеть одновременно непристойность и высокое искусство, критику нравов и тотальную безнравственность, считать его «левым» и «правым» высказыванием. Кубрик же говорил, что это «фильм-сновидение», и просил не судить картину с точки зрения морали.
Синопсис:
Лондон, недалекое будущее. Подросток Алекс, большой поклонник Бетховена, проводит вечера в компании трех друзей, попивая молоко-плюс и устраивая акты старого доброго ультранасилия. Один из их ночных рейдов заканчивается смертью жертвы, и Алекс попадает в тюрьму. Спустя два года его выбирают в качестве подопытного для инновационной техники лечения преступников, во время которой у них возникает стойкое отвращение к насилию и сексу. Обретя долгожданную свободу, Алекс становится совершенно беззащитным перед окружающим миром…
О проекте:
«Заводной апельсин» Энтони Берджесса увидел свет в 1962 году, на фоне расцвета британской молодежной субкультуры и общественных страхов перед ростом подростковой преступности. Специально для романа писатель создал язык надсат, смесь из русских слов и морфем, рифмованного сленга кокни и выдуманных фраз, понять который можно во многом только из контекста. На этом языке говорит главный герой и его друзья, и надсат призван подчеркнуть символическую природу насилия в тексте. Вскоре после публикации романа Берджесс продал права на его экранизацию за 500 долларов и больше в киноадаптациях участия не принимал. Изначально проектом интересовалась рок-группа The Rolling Stones (Мик Джаггер должен был сыграть Алекса), но плотный график музыкантов и проблемы с цензурой помешали реализации. В 1965 году по «Заводному апельсину» снял экспериментальный фильм Энди Уорхол, но сюжет был существенно сокращен, а герои поменяли свои имена.
В середине 1960-х сценарист Терри Саузерн подарил Стэнли Кубрику экземпляр романа, но режиссер был слишком занят работой над «Космической одиссеей» и отложил книгу на полтора года. Наконец прочитав ее, Кубрик пришел в восторг от идей, языка, героев и сюжета, который, по его словам, был особенно ценен сновидческой природой и богатым символизмом. Режиссер сам написал сценарий фильма, основываясь, однако, на американской версии романа, в которой по прихоти издателя не хватало последней главы, радикально меняющей моральный посыл книги и судьбу главного героя. Кубрик узнал об «альтернативном» финале уже в процессе съемок и позже заявлял, что в любом случае не стал бы его использовать. Сыграть главного героя Кубрик пригласил 27-летнего Малкольма МакДауэлла, во многом благодаря его роли школьника-бунтаря в драме Линдсея Андерсона «Если…». МакДауэлл активно участвовал в создании образа Алекса: он предложил некоторые элементы его костюма и сымпровизировал песню Singin’ in the Rain в сцене изнасилования.
Не считая озвучивания, съемки заняли шесть месяцев из-за знаменитой дотошности Кубрика и его страсти к длинным репетициям и многочисленным дублям. Премьера «Заводного апельсина» прошла в самом конце 1971 года, и критиками фильм был встречен по-разному: одни хвалили постановку и актерские работы, другие порицали неоднозначную идеологию и стилизацию насилия. В американском прокате «Апельсин» получил рейтинг X, из-за чего возникли проблемы с печатной рекламой и католическими организациями. Кубрику пришлось вырезать особенно откровенные кадры, и фильм вскоре вышел повторно уже с более приемлемым рейтингом R. В Британии же вокруг «Заводного апельсина» разразился настоящий скандал: картину обвиняли в негативном влиянии на молодежь и провоцировании преступности, а Кубрику даже приходили письма с угрозами. В 1973 году он попросил Warner Bros. изъять фильм из проката, а впоследствии запрещал демонстрировать его на ретроспективах. Возвращение на британские экраны состоялось только в 2000 году, после смерти режиссера. Несмотря на все сложности, «Заводной апельсин» оказался коммерчески успешным, его сборы многократно превысили бюджет. Также он получил четыре номинации на «Оскар», включая лучший фильм года, и семь номинаций на премию Британской киноакадемии. С течением времени «Заводной апельсин» приобрел культовый статус, оказав влияние на молодежную культуру, музыку, моду и кинематограф, а среди поклонников фильма, так или иначе отдавших ему дань, — Дэвид Боуи, Led Zeppelin и U2, Квентин Тарантино и Дэнни Бойл.
О реставрации:
4К-реставрация «Заводного апельсина» была выпущена в 2021 году в преддверии 50-летнего юбилея. В процессе компания Motion Picture Imaging, подразделение Warner Bros., активно сотрудничала с Леоном Витали, многолетним личным помощником Кубрика, и The Kubrick Estate, фондом наследия режиссера. Ремастеринг провели на основе оригинального 35-мм негатива с особым вниманием к цветопередаче, контрастности и детализации.