С 20 апреля 2018

Ретроспектива Ингмара Бергмана

Компания «Иноекино» и Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге присоединяются к празднованию дня рождения мастера и возвращают на большой экран шесть его знаковых картин: «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона», «Осенняя соната», «Фанни и Александр» и «Сарабанда». Также в течение праздничного события состоятся эксклюзивные показы трех документальных фильмов об Ингмаре Бергмане и его творчестве.

С 20 по 29 апреля в кинотеатре «Аврора» пройдет ретроспектива Ингмара Бергмана в честь 100-летия со дня рождения великого режиссера, чье имя многие десятилетия было синонимом авторского кино. Гений, научивший кинематографистов всего мира смотреть человеку прямо в лицо, пристальный и безжалостный наблюдатель, подмечающий в повседневности симптомы бесконечного одиночества, потерянности и отчужденности людей от мира и друг от друга, его влияние на мировое кино сравнимо с влиянием целых течений. В любви к нему неоднократно признавались Вим Вендерс, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Вуди Аллен, Аки Каурисмяки, Чжан Имоу и многие другие.


Компания «Иноекино» и Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге присоединяются к празднованию 100-летия мастера и возвращают на большой экран шесть его знаковых картин: «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона», «Осенняя соната», «Фанни и Александр» и «Сарабанда». Также в течение праздничного события состоятся эксклюзивные показы трех документальных фильмов об Ингмаре Бергмане и его творчестве.


Фильмы Ингмара Бергмана представят кинокритик Михаил Трофименков и театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.


Все фильмы будут показаны в оригинале с русскими субтитрами.


Программа показов составлена при поддержке Шведского института и Шведского киноинститута.



20 апреля. Начало в 18:30

ГУННАР / Gunnar

Россия, Швеция. 2014

Режиссер, оператор: Даниил Невский


Документальный фильм, посвященный шведскому кинооператору Гуннару Фишеру, снявшему с Ингмаром Бергманом 12 фильмов, среди которых — «Седьмая печать» и «Земляничная поляна». Эрлинг Гуннар Эмиль Фишер (1910−2011) работал также с Карлом Теодором Дрейером и Жаком Тати. В проект вошли эксклюзивные интервью с Йенсом Фишером (кинооператор, сын Гуннара Фишера), Йоргеном Перссоном (кинооператор — «Пелле-завоеватель»), Биргиттой Петтерссон (актриса — «Девичий источник») и кинокритиком Мортеном Блумквистом.


Даниил Невский лично представит проект и расскажет о своем фильме и о Гуннаре Фишере.


Просмотр «Гуннара» осуществляется по билету на сеанс «Седьмая Печать».



20 апреля. Начало в 19:30

СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ / Det Sjunde Inseglet

Швеция, 1957

Режиссер: Ингмар Бергман

Оператор: Гуннар Фишер

В главных ролях: Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Биби Андерсон

Продолжительность фильма: 96 минут


Разочарованный и уставший рыцарь встречает Смерть на пустынном пляже и бросает ей вызов, предлагая сыграть в шахматы на свою жизнь. Он соглашается, и между ними завязывается диалог, вокруг которого оказывается выстроенным весь фильм. В поисках существования Бога, герои путешествуют по миру греха и страданий, где театральность и шутовство становятся прикрытием для истерзанных и не имеющих никакой надежды людей.


Именно с «Седьмой печати» началась всемирная слава Ингмара Бергмана и 27-летнего Макса фон Сюдова. Ошеломляюще смелая и лаконичная картина Бергмана о поиске человеком смысла собственного существования на долгие годы стала эталоном серьезного авторского кино, а образ рыцаря Антониуса Блока, сидящего напротив Смерти у шахматной доски, стал мгновенно узнаваемой иконой для любого синефила.


Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.



21 апреля. Начало в 19:30

ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА / Smultronstället

Швеция, 1957

Режиссер: Ингмар Бергман

Оператор: Гуннар Фишер

В главных ролях: Виктор Шёстрем, Ингрид Тулин, Биби Андерсон

Продолжительность фильма: 91 минута


Профессор Исак Борг путешествует по заветным уголкам собственной памяти на пути из Стокгольма в Лунд. Он — успешный и уважаемый врач. Вместе с женой сына он едет на вручение почетной докторской степени, проезжая места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых. Вся его жизнь ретроспективно проходит перед нами чередой воспоминаний, фантазий и снов, вплетенных во внутренний монолог героя.


Во многом автобиографическая «Земляничная поляна» стала одним из первых случаев обращения режиссера к своему личному опыту, интимным переживаниям в большом кино. Сыграть пожилого профессора Бергман позвал своего кумира, одного из отцов шведской кинематографии, Виктора Шёстрема. Одержимый его визуальным стилем, он долгое время пытался дать своеобразный ответ на творчество Шёстрема. Таким ответом стала «Земляничная поляна». Именно тут появляются приемы, которые впоследствии станут для Бергмана ключевыми — выразительные крупные планы, единое пространство яви и сна, бесконечный самоанализ, богоискательство, мучительные диалоги с близкими. Фильм стал легендой и до сих пор остается одним из самых известных фильмов Бергмана.


Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.



22 апреля. Начало в 19:30

ПЕРСОНА / Persona

Швеция, 1966

Режиссер: Ингмар Бергман

Оператор: Свен Нюквист

В главных ролях: Биби Андерсон, Лив Ульман

Продолжительность фильма: 85 минут


Для Бергмана, который к середине 60-х был уже признанным мастером, «Персона» стала переходом на новый уровень. Безжалостно препарируя человеческую личность, он сталкивает двух главных героинь — знаменитую актрису, госпожу Фоглер, в один день замолчавшую прямо на сцене и с тех пор не сказавшую ни слова, и медсестру Альму, которая должна помочь ей излечиться. Изоляция и замкнутое пространство провоцируют в них неожиданные изменения и заставляют зрителя увидеть, что слово есть лишь «упражнение в пустоте и тоске».


«Персона» — «белый кит» уже нескольких поколений кинокритиков, стремящихся разгадать, расшифровать послание Бергмана, создавшего абсолютно гениальную форму, призванную противостоять однозначному и единодушному анализу. Рассказывая историю о том, какую невероятную силу может иметь созданный образ, Бергман обращается к природе кино, целлулоиду, пленке, не скрывая, а наоборот подчеркивая материальность изображения. Завораживающее противостояние в кадре света и тьмы, рифма к диалектике тишины и голоса, знаменитый на весь мир крупный план двух лиц, заполняющий экран, — и «Персона», шедевр Бергмана и Нюквиста, навсегда впечатан в историю искусства и человечества.


Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.



26 апреля. Начало в 19:30

ОСЕННЯЯ СОНАТА / Höstsonaten

Франция, ФРГ, Швеция, Норвегия. 1978

Режиссер: Ингмар Бергман

Оператор: Свен Нюквист

В главных ролях: Ингрид Бергман, Лив Ульман, Лена Нюман

Продолжительность фильма: 99 минут


Шарлотта, всемирно известная пианистка, потеряв любимого человека, с которым жила многие годы, принимает приглашение своей дочери Евы приехать к ней в Норвегию и погостить в загородном доме. Счастливая, казалось бы, встреча оборачивается яростным противостоянием, когда оказывается, что кроме Евы в доме живет и ее сестра, вторая дочь Шарлотты, Хелена, страдающая нервным заболеванием. В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…».


Голливудская звезда и однофамилица режиссёра Ингрид Бергман никогда прежде с ним не работала, а Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в его фильмах. Камерное кино-«па-де-де», с точностью и изяществом снятое великим Свеном Нюквистом, входит в число лучших фильмов Бергмана. Крупные планы в замкнутом, почти клаустрофобичном пространстве дома, усиливают напряжение, нарастающее между женщинами до тех пор, пока они вдруг — после стольких лет — не начинают разговаривать, задыхаясь от упреков, захлебываясь болью и обидой, копившейся несколько лет.


Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.



27 апреля. Начало в 19:30

ВСПОМИНАЯ ИНГМАРА БЕРГМАНА / Minnet av Ingmar Bergman

Финляндия. 2018

Режиссер: Йорн Доннер

Продолжительность фильма: 57 минут


В честь столетия со дня рождения Ингмара Бергмана финский писатель и режиссер Йорн Доннер делится воспоминаниями о своем друге и единомышленнике. Фильм в основном базируется на двух телеинтервью с Бергманом, которые Доннер снял в 1975 и 1987 годах. Материалы из этих интервью впервые будут демонстрироваться широкой публике.


Йорн неоднократно подолгу работал в Швеции, в частности, был директором Шведского киноинститута. Его фильм «Сентябрьское воскресенье» (1963) получил награду за лучший режиссерский дебют на венецианском МКФ. Среди его наиболее известных работ — «Портреты женщин» (1970) и «Отвали! Образы из Финляндии» (1971). На международной арене известен более всего как продюсер фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». На счету режиссёра более 30 короткометражных, документальных, телевизионных, игровых картин.


После просмотра пройдет сессия Q&A, во время которой зрители смогут задать режиссеру любые вопросы.



28 апреля. Начало в 16:00

ФАННИ И АЛЕКСАНДР / Fanny och Alexander

Швеция, Франция, ФРГ. 1982

Режиссер: Ингмар Бергман

Оператор: Свен Нюквист

В главных ролях: Эва Фрёлинг, Бертил Гуве, Пернилла Альвин

Продолжительность фильма: 189 минут


В 1907 году мальчик Александр и его сестра Фанни довольно счастливо живут в шведском городе вместе с родителями, которые управляют умеренно прибыльным театром. В Рождество они сперва ставят пьесу, потом устраивают вечеринку. Счастье рушится, когда их отец внезапно умирает, а овдовевшая мать выходит замуж за строгого Епископа, и вся семья переезжает к нему.


«Фанни и Александр» — семейная сага, в которой Бергман вновь обращается к постоянным для него темам религии, семьи, искусства, сочетая меланхолию, тревогу и радостную теплоту. Множество персонажей, причудливая, почти алхимическая атмосфера фильма сильно отличают его от «классического» Бергмана, за которым, казалось бы, уже закрепилось амплуа аскета и минималиста. По его собственному признанию, у «Фанни и Александра» два отца: Гофман и Диккенс. Фильм считается самым понятным произведением Бергмана.


Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.



29 апреля. Начало в 17:00

ОСТРОВ БЕРГМАНА / Bergman Island

Швеция. 2006

Режиссер: Мари Нюрерёд

Оператор: Арне Карлссон

Продолжительность фильма: 84 минуты


В фильме Бергману 88 лет, более 60 из них он провел, занимаясь режиссурой. Здесь он впервые представляет нам свой уединенный и загадочный мир острова Форё в Балтийском море. В этот мир можно проникнуть через синюю калитку, на которой висит табличка, гласящая, разумеется, на шведском, «Частная территория. Осторожно, собака». Никакой собаки тут не было с тех пор, как отсюда 30 лет назад уехала такса, принадлежавшая Лив Ульманн. Но табличка ясно дает понять, что живущий здесь человек хочет, чтобы его оставили в покое. Человек, спутниками которого остаются лишь море и его собственные демоны.


Вместе с режиссером фильма Мари Нюрерёд он оглядывается на свою жизнь и долгую карьеру в кино, театре и на телевидении. В фильм включены кадры из многих картин Бергмана, а также уникальные материалы со съемочной площадки фильмов из личного архива режиссера.


Ингмар Бергман снял пять из своих фильмов на Форё, среди которых «Персона» и «Сцены из супружеской жизни». Но что важнее, здесь он нашел место отдохновения. Здесь он нашел свой дом.



29 апреля. Начало в 19:00

САРАБАНДА / Saraband

Швеция, Дания, Норвегия, 2003

Режиссер: Ингмар Бергман

В ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Бёрье Альстедт, Юлия Дуфвениус

Продолжительность фильма: 110 минут


«Сарабанда» — последний фильм, снятый Бергманом, — начинается с медленного рассматривания фотографий. Воспоминания, дети, общие беды — вот, что связывает бывших супругов. И еще — ее желание непременно увидеть его. Неспешная и мудрая картина уже 86-летнего Бергмана возвращает нас к героям из его сериала для шведского телевидения «Сцены супружеской жизни», Юхану и Марианне. Приехав к Юхану через много лет после развода, Марианна застает его семью в состоянии абсолютной растерянности и подавленности после потери Анны, невестки Юхана.


Беспощадно честная картина об утрате, зависимости и просветлении, и самый музыкальный его фильм. Название — «Сарабанда» — название танца, который всегда исполняет пара, поэтому в кадре здесь всегда присутствуют двое — во всех десяти сценах и в эпилоге танцующие свой танец, в режиссуре которого Бергман до самого конца остается верен себе.


Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.




Билеты онлайн ниже на странице и в кассах кинотеатра «Аврора» (Невский, 60)

В кассах кинотеатра доступны абонементы (2200 руб.) на всю ретроспективу


Организаторы события: компания «Иноекино» и Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге

Билеты
Кадры из фильма
Все города